
7.
В завершившемся году многие наши братья и се-
стры
продолжали жить мучительным опытом войны, ко-
торая
наносит серьезные и глубокие раны человечеству.
Множество
конфликтов происходят в атмосфере
всеобщего
равнодушия. Всех тех, кто живут на зем-
лях,
где оружие несет ужас и разрушения, я заверяю в
моей
личной близости и близости всей Церкви, миссия
которой
заключается в том, чтобы нести милосердие
Христа
также жертвам забытых войн, через молитву
о
мире, служение раненым, голодающим, беженцам,
переселенцам
и тем, кто живёт в страхе. Кроме того,
Церковь
поднимает свой голос для того, чтобы донести
до
власть имущих крик боли этого страдающего чело-
вечества
и чтобы прекратить всякую враждебность,
насилие
и нарушение основных прав человека.15
Поэтому
я хочу обратиться с настоятельным при-
зывом
к тем, кто с помощью оружия сеет насилие и
смерть:
сумейте увидеть брата в том, кого сегодня счи-
таете
исключительно врагом, которого нужно поверг-
нуть,
и остановите свою руку! Откажитесь от пути
оружия
и пойдите навстречу другому с диалогом, про-
щением
и примирением, чтобы восстановить вокруг
15
Cр.
Папский Совет «Справедливость и мир», Компендиум социального
учения
Церкви,
п. 159.
вас
справедливость, доверие и надежду! «С этой точки
зрения
ясно, что в жизни народов вооруженные кон-
фликты
всегда являются преднамеренным отрицани-
ем
международного согласия, создающим глубокие
разделения
и раны, для исцеления которых требуются
многие
годы. Войны являют собой практический отказ
преследовать
те большие экономические и социальные
цели,
которые поставило перед собой международное
сообщество».16
Однако
до тех пор, пока в обращении будет оста-
ваться
такое большое количество оружия, как сейчас,
всегда
могут находиться новые предлоги для того,
чтобы
запускать в движение механизмы враждеб-
ности.
Поэтому я присоединяюсь к призыву моих
Предшественников
в пользу нераспространения ору-
жия
и всеобщего разоружения, начиная с ядерного и
химического.
Но
нельзя не констатировать, что международные
договоры
и национальные законы, будучи необходи-
мыми
и в высшей степени желательными, не способ-
ны
сами по себе уберечь человечество от вооруженных
конфликтов.
Требуется обращение сердец, которое по-
зволит
каждому признать в другом брата, о котором
нужно
заботиться, с которым нужно вместе трудиться,
чтобы
созидать полноценную жизнь для всех. Именно
этот
дух движет многими инициативами в пользу мира,
выдвигаемыми
гражданским обществом, включая ре-
лигиозные
организации. Я надеюсь, что каждодневные
усилия
всех продолжат приносить плод и что можно
будет
также достичь эффективного применения меж-
16
Франциск
, Послание президенту Путину, 4 сентября 2013: L’Osservatore
Romano, 6 settembre
2013, p. 1.
дународного
права на мир как основного права чело-
века,
- необходимое предварительное условие для осу-
ществления
всех остальных прав.
Коррупция
и организованная преступность
противодействуют
братству
8.
Братство подразумевает полноценный рост каж-
дого
мужчины и женщины. Не следует лишать людей,
особенно
молодых, их справедливых амбиций или пре-
пятствовать
им, лишать надежды на то, что они могут
их
осуществить. Однако амбиции не нужно путать со
стремлением
к власти. Наоборот, следует соревновать-
ся
во взаимном уважении (ср. Рим 12,10). Также и в спо-
рах,
которые составляют неотъемлемый аспект жизни,
нужно
всегда помнить о том, что все мы – братья, и
поэтому
нужно учить и учиться не считать ближнего
врагом
или противником, которого следует устранить.
Братство
порождает мир в обществе, поскольку со-
здает
равновесие между свободой и справедливостью,
между
личной ответственностью и солидарностью.
Политическое
сообщество должно, следовательно,
действовать
прозрачно и ответственно, чтобы содей-
ствовать
всему этому. Граждане должны чувствовать,
что
общественные власти представляют их, уважая их
свободу.
Вместо этого между гражданином и учрежде-
ниями
часто вклиниваются интересы сторон, искажая
эти
отношения и способствуя созданию атмосферы не-
прекращающегося
конфликта.
Подлинный
дух братства побеждает индивидуаль-
ный
эгоизм, который противодействует возможности
людей
жить в свободе и согласии между собой. Такой
эгоизм
социально проявляется как во множестве форм
столь
широко распространенной сегодня коррупции,
так
и в образовании преступных организаций, от не-
больших
групп до тех организаций международного
масштаба,
которые, глубоко разрушая законность и
справедливость,
попирают достоинство человека. Эти
организации
тяжко оскорбляют Бога, наносят ущерб
братьям
и разрушают природу, тем более когда пози-
ционируют
себя как религиозные.
Я
имею в виду душераздирающую драму нарко-
мании,
на которой наживаются, пренебрегая нрав-
ственными
и гражданскими законами; разграбление
природных
ресурсов; трагедию эксплуатации труда; я
имею
в виду незаконный оборот денег и финансовые
спекуляции,
которые часто приобретают хищнический
и
вредоносный характер для целых экономических и
социальных
систем, ввергая в бедность миллионы лю-
дей;
я имею в виду проституцию, которая каждый день
пожирает
новые невинные жертвы, особенно среди
самых
молодых, крадя у них будущее; я имею в виду
мерзость
торговли людьми, преступления и насилие в
отношении
малолетних, рабство, которое все еще сеет
ужас
во многих уголках мира, часто остающуюся не
услышанной
трагедию мигрантов, которые становят-
ся
жертвами позорной и незаконной манипуляции. В
связи
с этим Иоанн XXIII писал: «Сосуществование,
основанное
лишь на отношениях с позиции силы, не
является
гуманным, поскольку людей в нем неизбеж-
но
подвергают принуждению или давлению, вместо
того
чтобы помогать им и побуждать развиваться и
самосовершенствоваться».17 Однако человек
может
обратиться,
и он не должен никогда терять надежду на
возможность
изменить свою жизнь. Я бы хотел, что-
17 Энциклика Pacem in terris (11 арпеля 1963), 17: AAS 55 (1963), 265.
бы
это было посланием доверия ко всем, даже к тем,
кто
совершил жестокие преступления, ибо Бог не же-
лает
смерти грешника, но чтобы он обратился и жил
(ср.
Иез 18, 23).
В
широком контексте человеческой социальности,
глядя
на преступление и наказание, задумываешься
также
о нечеловеческих условиях многих тюрем, где
заключенным
отказывают в человеческом достоинстве
и
подавляют в них всякое желание и выражение иску-
пления.
Церковь делает много во всех этих сферах, в
большинстве
случаев в молчании. Я призываю делать
еще
больше, в надежде, что эти действия, предприня-
тые
многими отважными людьми, будут встречать все
больше
лояльной и честной поддержки также со сто-
роны
гражданских властей.
Братство
помогает сохранять и возделывать
природу
9.
Человечество получило от Творца общий дар: при-
роду.
Христианский взгляд на творение подразумевает
положительное
суждение о дозволенности вмешатель-
ства
в природу с целью получить от нее пользу, при
условии,
что это будет делаться ответственно, то есть
распознавая
вложенную в нее «грамматику» и разум-
но
используя ее ресурсы на благо всех, ценя красоту и
учитывая
цель и полезность каждого живого существа,
а
также его функцию в экосистеме. В общем, природа
находится
в нашем распоряжении, и мы обязаны управ-
лять
ею ответственно. Вместо этого нами часто движет
алчность,
тщеславное стремление к господству, обла-
данию,
манипулированию; мы не храним природу, не
бережем
ее, не считаем ее бескорыстным даром, о ко-
тором
нужно заботиться и которое нужно поставить на
служение
братьям, включая будущие поколения.
В
частности, сельскохозяйственный сектор явля-
ется
главным продуктивным сектором, основное при-
звание
которого заключается в том, чтобы возделывать
и
сохранять природные ресурсы для того, чтобы кор-
мить
человечество. В связи с этим непрекращающийся
позор
голода в мире побуждает меня задаться вместе
с
вами вопросом: как мы используем ресурсы земли?
Современные
общества должны думать об иерархии
приоритетов
предназначения продукции. Фактически
это
обязательный к исполнению долг – использовать
ресурсы
земли так, чтобы никто не голодал. Инициатив
и
возможных решений много, и они не ограничива-
ются
увеличением производства. Всем известно, что
нынешний
уровень производства является достаточ-
ным,
однако миллионы людей страдают и умирают
от
голода, и это является самым настоящим позором.
Поэтому
необходимо найти способы, чтобы все могли
пользоваться
плодами земли, не только для того, чтобы
избежать
увеличения разрыва между теми, кто имеет
больше,
и теми, кому приходится удовольствоваться
крохами,
но также и прежде всего из-за потребности
справедливости,
равенства и уважения по отношению
к
каждому человеку. В связи с этим я хотел бы напом-
нить
всем об одном из кардинальных принципов со-
циального
учения Церкви, – об обязательном всеоб-
щем
предназначении земных благ. Соблюдение этого
принципа
является важным условием для обеспечения
фактического
и равного доступа к тем основным и пер-
востепенным
благам, в которых нуждается каждый че-
ловек
и на которое он имеет право.
Заключение
10.
Человечество нуждается в том, чтобы вновь от-
крыть
для себя понятие братства: им нужно дорожить,
возвещать
его и свидетельствовать о нем. Но лишь лю-
бовь,
даруемая Богом, дает нам открыться к братству и
жить
им в полной мере.
Реализм
– необходимое условие политики и эконо-
мики
– не должен сводиться к лишенному идеальности
техницизму,
который игнорирует трансцендентное из-
мерение
человека. Когда отсутствует эта открытость к
Богу,
любая деятельность человека обедняется, и люди
превращаются
в объект эксплуатации. Лишь соглаша-
ясь
действовать в обширном пространстве, обеспе-
ченном
этой открытостью к Тому, Кто любит во всем
человечестве
каждого человека, политика и экономи-
ка
смогут формироваться на основе подлинного духа
братской
любви и смогут стать действенным инстру-
ментом
всестороннего развития человека и мира.
Мы,
христиане, верим, что в Церкви мы являемся
членами
друг друга, что все взаимно необходимы друг
другу,
потому что каждому из нас в отдельности дана
благодать,
по мере дара Христова, для общей пользы
(ср.
Еф 4,7.25; 1 Кор 12, 7). Христос пришел в мир для
того,
чтобы принести нам Божью благодать, то есть
возможность
быть причастными к Его жизни. Для того,
чтобы
воспользоваться этой возможностью, от нас тре-
буется
создать атмосферу такой братской взаимосвя-
занности,
характеризуемой взаимностью, прощением,
жертвенностью,
которая соответствовала бы широте
и
глубине Божьей любви, дарованной человечеству в
Распятом
и Воскресшем, Который привлекает всех к
Себе:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга;
как
Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По
тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете
иметь
любовь между собою» (Ин 13, 34-35). Именно
эта
благая весть требует от каждого из нас сделать шаг
вперед,
упражняться бесконечно в сопереживании,
в
том, чтобы разделять страдания и надежды других,
даже
самых дальних, идя трудным путем той любви,
которая
умеет бескорыстно дарить и тратить себя ради
блага
каждого брата и сестры.
Христос
объемлет всего человека – его физическое
и
духовное измерение, - и желает, чтобы никто не по-
гиб.
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы
судить
мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин
3,17).
Он делает это, не принуждая и не заставляя нико-
го
открыть Ему двери своего сердца и ума. «Кто из вас
больше,
будь как меньший, и начальствующий – как
служащий»,
– говорит Иисус Христос, – «А Я посре-
ди
вас, как служащий» (Лк 22, 26-27). Поэтому любая
деятельность
должна быть отмечена духом служения
людям,
особенно дальним и незнакомым. Служение
является
душой того братства, которое созидает мир.
Мария,
Матерь Иисуса, да поможет нам понять и
ежедневно
переживать то братство, которое проистека-
ет
из сердца Её Сына, чтобы нести мир каждому чело-
веку
на этой нашей возлюбленной земле.
Из
Ватикана, 8 декабря 2013__