Приход "Благовещения" Римско-Католической Церкви

Вторник, 08.07.2025, 00:49

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ФРАНЦИСКА (2 часть)

4. Исходя из этого, легко понять, что братство являет-

ся основанием и путем к миру. Социальные Энциклики

моих Предшественников предлагают солидную по-

мощь в этом вопросе. Достаточно вспомнить опреде-

ления мира из Populorum progressio Павла VI или из

Sollicitudo rei socialis Иоанна Павла II. Из первой мы

извлекаем, что всестороннее развитие народов являет-

ся новым именем мира.3 Из второй – что мир есть opus

solidaritatis.4

Павел VI утверждает, что не только индивидуумы,

но и целые народы должны встречаться друг с другом

в духе братства. И поясняет: «Мы должны вместе тру-

диться в этом взаимном понимании и дружбе […] что-

бы созидать общее будущее человечества».5 Этот долг

в первую очередь касается наиболее благополучных.

Их обязанности укоренены в человеческом и сверхъ-

естественном братстве и предстают в трех аспектах:

долг солидарности, который требует, чтобы богатые

страны помогали менее развитым; долг социальной

справедливости, который требует исправления в наи-

3 Cр. Павел VI, Энциклика Populorum progressio (26 марта 1967), 87: AAS

59 (1967), 299.

4 Cр. Иоанн Павел II, Энциклика Sollicitudo rei socialis (30 декабря 1987),

39: AAS 80 (1988), 566-568.

5 Энциклика Populorum progressio (26 марта 1967), 43: AAS 59 (1967), 278-

279).

более корректной форме ущербных отношений между

сильными и слабыми народами; и долг всеобщего ми-

лосердия, который подразумевает продвижение более

гуманного мира для всех, – мира, в котором каждый

мог бы что-то дать и получить, без того, чтобы про-

гресс одних был препятствием развитию других.6

Таким образом, если считать, что мир есть opus

solidaritatis, то нельзя забывать о том, что братство яв-

ляется его важнейшей основой. Иоанн Павел II утвер-

ждает, что мир является неразделимым благом. Он при-

надлежит либо всем, либо никому. Его можно реально

завоевать и пользоваться им, как выражением лучше-

го качества жизни и более гуманного и устойчивого

развития, лишь при условии, что все будут настроены

«твердо и настойчиво бороться за общее благо».7 Это

подразумевает отказ от «жажды прибыли» и от «жа-

жды власти». Нужно быть готовым «"потерять себя”

в пользу другого, вместо того чтобы эксплуатировать

его, и "служить ему” вместо того, чтобы угнетать его

ради собственной выгоды […] На "другого” – челове-

ка, народ, или страну – [следует смотреть] не как на

своего рода инструмент для дешевой эксплуатации его

трудоспособности и физической силы, выбросив его

после того, как он становится бесполезным, а как на

себе "подобного”, на "помощника”».8 Христианская

солидарность предполагает, что ближнего любят не

только как «человека с его правами и основополагаю-

щим равенством со всеми, но [как] живой образ Бога

Отца, искупленный кровью Иисуса Христа и постав-

6 Cр. ibid., 44: AAS 59 (1967), 279.

7 Энциклика Sollicitudo rei socialis (30 декабря 1987), 38: AAS 80 (1988),

566.

8 Ibid., 38-39: AAS 80 (1988), 566-567.

ленный под постоянное действие Святого Духа»,9 как

другого брата. «Тогда осознание общего отцовства

Бога, братства всех людей во Христе, "сынов в Сыне”,

присутствия и животворящего действия Святого Духа,

– напоминает Иоанн Павел II, – даст нашему взгляду

на мир новый критерий для его толкования»,10 для его

преобразования.

Братство – предпосылка для искоренения бедности

5. В Caritas in veritate мой Предшественник напом-

нил миру о том, что отсутствие братства между на-

родами и индивидуумами является существенной при-

чиной бедности.11 Во многих обществах ощущается

глубокий кризис связей из-за отсутствия прочных се-

мейных и общинных отношений. Мы с тревогой на-

блюдаем за ростом разного рода лишений, маргинали-

зации, одиночества и разных форм патологической за-

висимости. Такую бедность можно преодолеть только

вновь открыв для себя и оценив братские отношения

в семьях и общинах, разделяя радости и боль, трудно-

сти и успехи, сопровождающие жизнь людей.

Кроме того, если с одной стороны имеет место

уменьшение абсолютной бедности, с другой нельзя не

признать серьезный рост бедности относительной, то

есть неравенства между людьми и группами, сосуще-

ствующими в определенном регионе или в определен-

ном культурно-историческом контексте. В этом смы-

сле нужны также эффективные политические меры,

9 Ibid., 40: AAS 80 (1988), 569.

10 Ibid.

11 Cр. Энциклика Caritas in veritate (29 июня 2009), 19: AAS 101 (2009),

654-655.

 

которые продвигали бы принцип братства, обеспе-

чивая людям – равным в своем достоинстве и в своих

основных правах – доступ к «капиталам», к службам,

к образовательным, медицинским, техническим ресур-

сам, с тем, чтобы каждый имел возможность выразить

и осуществить свой замысел жизни и мог полноценно

развиваться как личность.

Ощущается также необходимость политических

мер, направленных на уменьшение чрезмерного нера-

венства доходов. Не следует забывать учение Церкви о

так называемой социальной ипотеке, на основе которой

допустимо, – как говорит св. Фома Аквинский, – и даже

необходимо, «чтобы у человека было имущество»;12

что же касается его использования, то он должен «об-

ладать им не как своим, а как общим, чтобы оно могло

приносить пользу не только ему, но и другим».13

Наконец, есть еще один способ продвижения брат-

ства – и тем самым искоренения бедности; эта форма

должна быть в основе всех остальных: это отрешен-

ность тех, кто избирает скромный и простой образ

жизни, тех, кому удается, делясь своим богатством,

ощутить братское общение с другими. Это важно для

того, чтобы следовать за Иисусом Христом, чтобы

быть поистине христианами. Это случай не только по-

священных Богу лиц, дающих обет бедности, но также

множества семей и многих ответственных граждан, ко-

торые твердо верят в то, что именно братские отноше-

ния с ближними являются самым ценным благом.

12 Summa Theologiae II-II, q. 66, art. 2.

13 Второй Ватиканский Собор, пастырская Конституция о Церкви в

современном мире Gaudium et spes, 69. ср. Лев XIII, Энциклика Rerum novarum

(15 мая 1891), 19: ASS 23 (1890-1891), 651; Иоанн Павел II, Энциклика Sollicitudo

rei socialis (30 декабря 1987), 42: AAS 80 (1988), 573-574; Папский Совет

«Справедливость и мир», Компендиум социального учения Церкви, п. 178.

Осознать необходимость проявления братства в

экономике

6. Глубокий современный финансовый и экономиче-

ский кризис, – истоки которого находятся в постепен-

ном отдалении человека от Бога и от ближнего, в алч-

ном стремлении к материальным благам с одной сто-

роны и в ослаблении межличностных и социальных

отношений с другой, – побудили многих искать удов-

летворения, счастья и надежности в потреблении и в за-

работках, превосходящих всякую логику здоровой эко-

номики. Еще в 1979 году Иоанн Павел II предупреждал

о существовании «реальной и ощутимой опасности

того, что, в то время как стремительно растет господст-

во человека над миром вещей, он теряет главные нити

этого господства, а его человечность разными спосо-

бами порабощается этим миром, и сам он становится

объектом многообразных, хотя и не всегда напрямую

ощутимых манипуляций через всю организацию об-

щественной жизни, через системы производства, через

давление средств социальной коммуникации».14

Экономические кризисы, следующие один за дру-

гим, должны побудить к своевременному переосмы-

слению моделей экономического развития и к измене-

нию стилей жизни. Нынешний кризис, даже со своим

тяжелым наследием для жизни людей, может стать

также благоприятной возможностью для того, чтобы

вернуться к добродетелям, рассудительности, умерен-

ности, справедливости и мужества. Они могут помочь

нам преодолеть трудные моменты и вновь открыть для

себя братские узы, которые связывают нас друг с дру-

14 Энциклика Redemptor hominis (4 марта 1979), 16: AAS 61 (1979), 290.

гом, в глубокой уверенности в том, что человек нужда-

ется и способен на нечто больше, чем максимизация

собственных интересов. Эти добродетели нужны пре-

жде всего для того, чтобы построить общество, соот-

ветствующее человеческому достоинству, и поддержи-

вать его в этом состоянии.

Братство гасит войну


(Продолжение Послания далее)

Категория: Статьи | Добавил: Татьяна (21.12.2013)
Просмотров: 439 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Статьи [82]

Поиск

Статистика