
4.
Исходя из этого, легко понять, что братство являет-
ся
основанием и путем к миру. Социальные Энциклики
моих
Предшественников предлагают солидную по-
мощь
в этом вопросе. Достаточно вспомнить опреде-
ления
мира из Populorum progressio Павла VI или из
Sollicitudo rei
socialis Иоанна Павла II. Из первой мы
извлекаем,
что всестороннее развитие народов являет-
ся
новым именем мира.3
Из
второй – что мир есть opus
solidaritatis.4
Павел
VI утверждает, что не только индивидуумы,
но
и целые народы должны встречаться друг с другом
в
духе братства. И поясняет: «Мы должны вместе тру-
диться
в этом взаимном понимании и дружбе […] что-
бы
созидать общее будущее человечества».5 Этот долг
в
первую очередь касается наиболее благополучных.
Их
обязанности укоренены в человеческом и сверхъ-
естественном
братстве и предстают в трех аспектах:
долг
солидарности,
который требует, чтобы богатые
страны
помогали менее развитым; долг социальной
справедливости, который
требует исправления в наи-
3
Cр.
Павел VI, Энциклика Populorum progressio (26 марта 1967), 87: AAS
59
(1967), 299.
4
Cр.
Иоанн Павел II, Энциклика Sollicitudo rei socialis (30 декабря 1987),
39: AAS 80 (1988),
566-568.
5 Энциклика Populorum progressio (26
марта 1967), 43: AAS 59 (1967), 278-
279).
более
корректной форме ущербных отношений между
сильными
и слабыми народами; и долг всеобщего ми-
лосердия,
который подразумевает продвижение более
гуманного
мира для всех, – мира, в котором каждый
мог
бы что-то дать и получить, без того, чтобы про-
гресс
одних был препятствием развитию других.6
Таким
образом, если считать, что мир есть opus
solidaritatis, то нельзя
забывать о том, что братство яв-
ляется
его важнейшей основой. Иоанн Павел II утвер-
ждает,
что мир является неразделимым благом. Он при-
надлежит
либо всем, либо никому. Его можно реально
завоевать
и пользоваться им, как выражением лучше-
го
качества жизни и более гуманного и устойчивого
развития,
лишь при условии, что все будут настроены
«твердо
и настойчиво бороться за общее благо».7 Это
подразумевает
отказ от «жажды прибыли» и от «жа-
жды
власти». Нужно быть готовым «"потерять себя”
в
пользу другого, вместо того чтобы эксплуатировать
его,
и "служить ему” вместо того, чтобы угнетать его
ради
собственной выгоды […] На "другого” – челове-
ка,
народ, или страну – [следует смотреть] не как на
своего
рода инструмент для дешевой эксплуатации его
трудоспособности
и физической силы, выбросив его
после
того, как он становится бесполезным, а как на
себе
"подобного”, на "помощника”».8 Христианская
солидарность
предполагает,
что ближнего любят не
только
как «человека с его правами и основополагаю-
щим
равенством со всеми, но [как] живой образ Бога
Отца,
искупленный кровью Иисуса Христа и постав-
6
Cр.
ibid., 44: AAS 59 (1967), 279.
7
Энциклика
Sollicitudo rei socialis (30 декабря 1987), 38: AAS 80 (1988),
566.
8
Ibid., 38-39: AAS 80
(1988), 566-567.
ленный
под постоянное действие Святого Духа»,9 как
другого
брата. «Тогда осознание общего отцовства
Бога,
братства всех людей во Христе, "сынов в Сыне”,
присутствия
и животворящего действия Святого Духа,
–
напоминает Иоанн Павел II, – даст нашему взгляду
на
мир новый критерий для его толкования»,10 для его
преобразования.
Братство
– предпосылка для искоренения бедности
5.
В Caritas in veritate мой Предшественник напом-
нил
миру о том, что отсутствие братства между на-
родами
и индивидуумами является существенной при-
чиной
бедности.11
Во
многих обществах ощущается
глубокий
кризис связей из-за отсутствия прочных се-
мейных
и общинных отношений. Мы с тревогой на-
блюдаем
за ростом разного рода лишений, маргинали-
зации,
одиночества и разных форм патологической за-
висимости.
Такую бедность можно преодолеть только
вновь
открыв для себя и оценив братские отношения
в
семьях и общинах, разделяя радости и боль, трудно-
сти
и успехи, сопровождающие жизнь людей.
Кроме
того, если с одной стороны имеет место
уменьшение
абсолютной бедности, с другой нельзя не
признать
серьезный рост бедности относительной, то
есть
неравенства между людьми и группами, сосуще-
ствующими
в определенном регионе или в определен-
ном
культурно-историческом контексте. В этом смы-
сле
нужны также эффективные политические меры,
9 Ibid., 40: AAS
80 (1988), 569.
10 Ibid.
11 Cр. Энциклика Caritas in veritate (29 июня 2009), 19: AAS 101 (2009),
654-655.
которые
продвигали бы принцип братства, обеспе-
чивая
людям – равным в своем достоинстве и в своих
основных
правах – доступ к «капиталам», к службам,
к
образовательным, медицинским, техническим ресур-
сам,
с тем, чтобы каждый имел возможность выразить
и
осуществить свой замысел жизни и мог полноценно
развиваться
как личность.
Ощущается
также необходимость политических
мер,
направленных на уменьшение чрезмерного нера-
венства
доходов. Не следует забывать учение Церкви о
так
называемой социальной ипотеке, на основе которой
допустимо,
– как говорит св. Фома Аквинский, – и даже
необходимо,
«чтобы у человека было имущество»;12
что
же касается его использования, то он должен «об-
ладать
им не как своим, а как общим, чтобы оно могло
приносить
пользу не только ему, но и другим».13
Наконец,
есть еще один способ продвижения брат-
ства
– и тем самым искоренения бедности; эта форма
должна
быть в основе всех остальных: это отрешен-
ность
тех, кто избирает скромный и простой образ
жизни,
тех, кому удается, делясь своим богатством,
ощутить
братское общение с другими. Это важно для
того,
чтобы следовать за Иисусом Христом, чтобы
быть
поистине христианами. Это случай не только по-
священных
Богу лиц, дающих обет бедности, но также
множества
семей и многих ответственных граждан, ко-
торые
твердо верят в то, что именно братские отноше-
ния
с ближними являются самым ценным благом.
12 Summa Theologiae II-II, q. 66, art. 2.
13
Второй
Ватиканский Собор, пастырская Конституция о Церкви в
современном
мире Gaudium et spes, 69. ср. Лев XIII, Энциклика Rerum novarum
(15
мая 1891), 19: ASS 23 (1890-1891), 651; Иоанн Павел II, Энциклика Sollicitudo
rei
socialis (30
декабря 1987), 42: AAS 80 (1988), 573-574; Папский Совет
«Справедливость
и мир», Компендиум социального учения Церкви, п. 178.
Осознать
необходимость проявления братства в
экономике
6.
Глубокий современный финансовый и экономиче-
ский
кризис, – истоки которого находятся в постепен-
ном
отдалении человека от Бога и от ближнего, в алч-
ном
стремлении к материальным благам с одной сто-
роны
и в ослаблении межличностных и социальных
отношений
с другой, – побудили многих искать удов-
летворения,
счастья и надежности в потреблении и в за-
работках,
превосходящих всякую логику здоровой эко-
номики.
Еще в 1979 году Иоанн Павел II предупреждал
о
существовании «реальной и ощутимой опасности
того,
что, в то время как стремительно растет господст-
во
человека над миром вещей, он теряет главные нити
этого
господства, а его человечность разными спосо-
бами
порабощается этим миром, и сам он становится
объектом
многообразных, хотя и не всегда напрямую
ощутимых
манипуляций через всю организацию об-
щественной
жизни, через системы производства, через
давление
средств социальной коммуникации».14
Экономические
кризисы, следующие один за дру-
гим,
должны побудить к своевременному переосмы-
слению
моделей экономического развития и к измене-
нию
стилей жизни. Нынешний кризис, даже со своим
тяжелым
наследием для жизни людей, может стать
также
благоприятной возможностью для того, чтобы
вернуться
к добродетелям, рассудительности, умерен-
ности,
справедливости и мужества. Они могут помочь
нам
преодолеть трудные моменты и вновь открыть для
себя
братские узы, которые связывают нас друг с дру-
14 Энциклика Redemptor hominis (4 марта 1979), 16: AAS 61 (1979), 290.
гом,
в глубокой уверенности в том, что человек нужда-
ется
и способен на нечто больше, чем максимизация
собственных
интересов. Эти добродетели нужны пре-
жде
всего для того, чтобы построить общество, соот-
ветствующее
человеческому достоинству, и поддержи-
вать
его в этом состоянии.
Братство
гасит войну
(Продолжение Послания далее)
|