ПОСЛАНИЕ
СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ФРАНЦИСКА НА
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МИРА 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА DOMUS EDITORIA VATICANA ГРАД ВАТИКАН  БРАТСТВО
– ОСНОВА МИРА И ПУТЬ К НЕМУ 1.
В этом моем первом
Послании на Всемирный День
Мира я хочу адресовать всем, как от- дельным
лицам, так и народам, пожелание жизни, наполненной
радостью и надеждой. В самом деле, в сердце
каждого мужчины и каждой женщины живет желание
полноценной жизни, которой свойственна неистребимая
жажда братства. Это чувство братства подталкивает
к общению с другими, в которых мы на- ходим
не врагов или конкурентов, а братьев, которых следует
принять и обнять. Действительно,
братство представляет собой важ- ное
измерение человека, который является частью сложной
системы отношений, то есть существом со- циальным.
Глубокое осознание этой социальности по- могает
нам видеть в других людях наших истинных сестер
и братьев и обращаться с ними соответственно; без
братства невозможно созидать справедливое обще- ство,
в котором царил бы прочный и долговременный мир.
И следует сразу напомнить о том, что, как прави- ло,
братству начинают учиться в лоне семьи, прежде всего
благодаря распределению в ней ответственных и
взаимно дополняющих ролей, особенно отца и ма- тери.
Семья есть источник всякого братства, а потому она
также является основой мира и главным путем к нему,
поскольку, по своему призванию, семья должна «заражать»
мир своей любовью. Все
более густая сеть взаимных связей и комму- никаций,
опутывающая нашу планету, делает более осязаемым
осознание единства народов земли, того, что
им всем надлежит разделить одну судьбу. В самом развитии
истории, несмотря на все различие этносов, обществ
и культур, таким образом проявляется их при- звание
формировать единое общество, состоящее из братьев,
взаимно признающих и заботящихся друг о друге.
Но это призвание сегодня все еще сталкивает- ся
с противодействием и опровергается действиями в мире,
характеризующемся той «глобализацией равно- душия»,
которая заставляет нас постепенно привыкать к
страданиям другого, замыкаясь в себе. Во
многих местах мира не прекращается грубое на- рушение
основных прав человека, прежде всего – пра- ва
на жизнь и на религиозную свободу. Прискорбное явление
торговли людьми, на жизни и отчаянии кото- рых
спекулируют бессовестные «дельцы», представ- ляет
собой один из тревожащих примеров. К войнам, заключающимся
в вооруженных столкновениях, до- бавляются
другие войны, менее заметные глазу, но не менее
жестокие, которые ведутся на полях экономи- ки
и финансов, с помощью столь же разрушительных средств
для человеческих жизней, семей, предприятий. Глобализация,
как утверждал Бенедикт XVI, делает нас
близкими, но не делает нас братьями.1 Кроме того, множество
ситуаций неравенства, бедности и неспра- ведливости
указывают не только на острую нехватку братства,
но и на отсутствие культуры солидарности. Новые
идеологии, характеризуемые широко распро- страненным
индивидуализмом, эгоцентризмом и по- требительством,
ослабляют социальные связи, питая тот
самый менталитет «отбора», который побуждает презирать
и отворачиваться от самых слабых, от тех, 1 Cр. Энциклика Caritas in veritate (29 июня 2009), 19: AAS 101 (2009), 654- 655. кого
считают «бесполезными». Таким образом челове- ческое
сосуществование становится все больше похо- жим
на чисто прагматический и эгоистический do ut des: я даю тебе,
чтобы и ты дал мне. В
то же время становится ясным, что современные этические
системы тоже неспособны создавать под- линные
узы братства, поскольку братство, лишенное ссылки
на единого Отца как его высшее основание, не может
существовать.2
Истинное
братство между людь- ми
предполагает и требует трансцендентного отцовст- ва.
Исходя из признания этого отцовства укрепляется братство
между людьми, то есть они становятся друг другу
«ближними», заботясь о других. «Где
брат твой?» ( Быт
4,9) 2.
Чтобы лучше понять это призвание человека к братству,
узнать точнее о препятствиях, которые воз- никают
для его осуществления и выявить пути для их преодоления,
важно руководствоваться знанием замы- сла
Божия, который превосходно изложен в Священном Писании. Согласно
рассказу о начале бытия, все люди проис- ходят
от одних родителей, Адама и Евы, от пары, со- творенной
Богом «по Его образу и подобию» (ср. Быт 1,
26), от которых рождаются Каин и Авель. В истории этой
первородной семьи мы видим генезис общества, эволюцию
отношений между отдельными людьми и целыми
народами. Авель
пастух, Каин земледелец. Их глубокая иден- тичность
и одновременно их призвание заключается в 2
Cр.
Франциск, Энциклика Lumen fidei (29 июня 2013), 54: AAS 105
(2013), 591-592. том,
чтобы быть братьями, даже невзирая на все раз- личия
между ними: в их труде и культуре, в их способе общаться
с Богом и с творением. Но Каин, убив Авеля, демонстрирует
таким трагическим способом ради- кальное
отречение от своего призвания быть братом. Их
история (ср. Быт 4, 1-16) выявляет трудную зада- чу,
решать которую призваны все люди: быть едиными, заботясь
друг о друге. Каин, не приняв предпочтения Бога
к Авелю, который принес Ему лучшее от своего стада
– «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина
и на дар его не призрел» (Быт 4, 4-5), – из зави- сти
убивает Авеля. Таким способом он отказывается признать
себя братом, позитивно общаться с ним, жить перед
Богом, признавая свою ответственность забо- титься
о другом и защищать его. На вопрос Бога: «Где брат
твой?», с помощью которого Бог призывает Каина к
ответу за содеянное, тот заявляет: «Не знаю; разве я сторож
брату моему?» (Быт 4,9). Затем, говорится в Книге
Бытия, «пошел Каин от лица Господня» (4, 16). Необходимо
задаться вопросом о действительных причинах,
побудивших Каина отвергнуть узы братст- ва
и, вместе с ними, узы взаимности и общения, кото- рые
связывали его с братом Авелем. Сам Бог облича- ет
Каина и ставит ему в укор его близость ко злу: «У дверей
твоих лежит грех» (Быт 4, 7). Но Каин отказы- вается
противостоять злу и все равно решает поднять «руку
свою на брата Авеля» (Быт 4. 8), презрев замы- сел
Бога. Тем самым он отвергает свое изначальное призвание
быть чадом Божьим и жить братством. Рассказ
о Каине и Авеле учит тому, что человече- ство
носит в себе призвание к братству, но также при- скорбную
возможность предать это призвание. Об этом свидетельствует
обыденный эгоизм, который лежит в основе
множества войн и несправедливостей: многие мужчины
и женщины умирают фактически от рук сво- их
братьев и сестер, которые не могут признать себя таковыми,
то есть людьми, рожденными для взаимно- сти,
общения и дара. «Все
же вы – братья» (Мф
23,8) 3.
Возникает вопрос: смогут ли когда-нибудь люди этого
мира полностью ответить на жажду братства, за- печатленную
в них Богом Отцом? Удастся ли им свои- ми
силами победить равнодушие, эгоизм и ненависть, принять
законные различия, которые характеризуют братьев
и сестер? Перефразируя
слова Господа Иисуса, мы могли бы так
вкратце сформулировать ответ, который дает нам Он:
поскольку есть единый Отец, Который есть Бог, вы все
являетесь братьями (ср. Мф 23, 8-9). Корень братст- ва
заключен в отцовстве Бога. Речь идет не о каком-то абстрактном,
неопределенном и исторически неэффек- тивном
отцовстве, а о персональной, точной и в выс- шей
степени конкретной любви Бога к каждому чело- веку
(ср. Мф 6, 25-30). То есть, это отцовство, которое является
источником братства, поскольку любовь Бога, когда
ее принимают, становится потрясающим средст- вом
преобразования жизни и отношений с другими, открывая
человека к солидарности и к действенному сочувствию. Человеческое
братство возрождено в Иисусе Христе
и Иисусом Христом, Его смертью и воскресе- нием.
Крест является решающим «местом» основания братства,
которое люди сами не в состоянии создать. Иисус
Христос, принявший человеческую природу, чтобы
искупить ее, любя Отца до смерти, и смерти крестной
(ср. Флп 2,8), через Свое воскресение обра- зует
нас как новое человечество, в полном общении с волей
Бога, с Его замыслом, который включает в себя полное
осуществление призвания к братству. Иисус
начинает с самого начала замысел Отца, при- знавая
Его первенство над всем сущим. Но Христос, преданием
Себя на смерть из любви к Отцу, становится новым
и окончательным началом всех нас, призванных признать
себя в Нем братьями, поскольку мы являемся детьми
одного Отца. Сам Христос есть Завет, персо- нальное
пространство примирения человека с Богом и примирения
братьев между собой. В смерти Иисуса на Кресте
есть также преодоление разделения между на- родами,
между народом Завета и народом Язычников, лишенным
надежды, потому что до того момента он остается
чуждым завету Обетования. Как говорится в Послании
к Ефесянам, Иисус Христос есть Тот, Кто примирил
в Себе всех людей. Он есть мир, потому что из
двух народов сделал один, разрушив разделявшую их
стену, то есть вражду. Он создал в Себе Самом еди- ный
народ, одного нового человека, новое единое че- ловечество
(ср. 2, 14-16). Кто
признаёт жизнь Христа и живет в Нем, тот при- знаёт
Бога Отцом и полностью отдает Ему себя, любя Его
превыше всего. Примиренный человек видит в Боге
отца всех людей и, как следствие, стремится жить братством,
открытым ко всем. Он принимает и любит во
Христе других людей как сына или дочь Бога, как брата
или сестру, а не как посторонних или тем более как
соперников или даже врагов. В Божьей семье, где все
являются детьми одного Отца, и потому что все они
соединены во Христе, сыны в Сыне, нет «бесполез- ных»
жизней. Все обладают равным и неприкосновен- ным
достоинством. Все любимы Богом, все искуплены кровью
Христа, умершего на Кресте и воскресшего для
каждого. Именно поэтому мы не можем оставаться равнодушными
к судьбе наших братьев.
Братство
– основа мира и путь к нему
(Продолжение Послания далее)
|