Приход "Благовещения" Римско-Католической Церкви

Вторник, 08.07.2025, 09:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ФРАНЦИСКА (1 часть)

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА

ФРАНЦИСКА

НА ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МИРА

1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА

DOMUS EDITORIA VATICANA

ГРАД ВАТИКАН

 

БРАТСТВО – ОСНОВА МИРА И ПУТЬ К НЕМУ

1. В этом моем первом Послании на Всемирный

День Мира я хочу адресовать всем, как от-

дельным лицам, так и народам, пожелание жизни,

наполненной радостью и надеждой. В самом деле, в

сердце каждого мужчины и каждой женщины живет

желание полноценной жизни, которой свойственна

неистребимая жажда братства. Это чувство братства

подталкивает к общению с другими, в которых мы на-

ходим не врагов или конкурентов, а братьев, которых

следует принять и обнять.

Действительно, братство представляет собой важ-

ное измерение человека, который является частью

сложной системы отношений, то есть существом со-

циальным. Глубокое осознание этой социальности по-

могает нам видеть в других людях наших истинных

сестер и братьев и обращаться с ними соответственно;

без братства невозможно созидать справедливое обще-

ство, в котором царил бы прочный и долговременный

мир. И следует сразу напомнить о том, что, как прави-

ло, братству начинают учиться в лоне семьи, прежде

всего благодаря распределению в ней ответственных

и взаимно дополняющих ролей, особенно отца и ма-

тери. Семья есть источник всякого братства, а потому

она также является основой мира и главным путем к

нему, поскольку, по своему призванию, семья должна

«заражать» мир своей любовью.

Все более густая сеть взаимных связей и комму-

никаций, опутывающая нашу планету, делает более

осязаемым осознание единства народов земли, того,

что им всем надлежит разделить одну судьбу. В самом

развитии истории, несмотря на все различие этносов,

обществ и культур, таким образом проявляется их при-

звание формировать единое общество, состоящее из

братьев, взаимно признающих и заботящихся друг о

друге. Но это призвание сегодня все еще сталкивает-

ся с противодействием и опровергается действиями в

мире, характеризующемся той «глобализацией равно-

душия», которая заставляет нас постепенно привыкать

к страданиям другого, замыкаясь в себе.

Во многих местах мира не прекращается грубое на-

рушение основных прав человека, прежде всего – пра-

ва на жизнь и на религиозную свободу. Прискорбное

явление торговли людьми, на жизни и отчаянии кото-

рых спекулируют бессовестные «дельцы», представ-

ляет собой один из тревожащих примеров. К войнам,

заключающимся в вооруженных столкновениях, до-

бавляются другие войны, менее заметные глазу, но не

менее жестокие, которые ведутся на полях экономи-

ки и финансов, с помощью столь же разрушительных

средств для человеческих жизней, семей, предприятий.

Глобализация, как утверждал Бенедикт XVI, делает

нас близкими, но не делает нас братьями.1 Кроме того,

множество ситуаций неравенства, бедности и неспра-

ведливости указывают не только на острую нехватку

братства, но и на отсутствие культуры солидарности.

Новые идеологии, характеризуемые широко распро-

страненным индивидуализмом, эгоцентризмом и по-

требительством, ослабляют социальные связи, питая

тот самый менталитет «отбора», который побуждает

презирать и отворачиваться от самых слабых, от тех,

1 Cр. Энциклика Caritas in veritate (29 июня 2009), 19: AAS 101 (2009), 654-

655.

кого считают «бесполезными». Таким образом челове-

ческое сосуществование становится все больше похо-

жим на чисто прагматический и эгоистический do ut

des: я даю тебе, чтобы и ты дал мне.

В то же время становится ясным, что современные

этические системы тоже неспособны создавать под-

линные узы братства, поскольку братство, лишенное

ссылки на единого Отца как его высшее основание, не

может существовать.2 Истинное братство между людь-

ми предполагает и требует трансцендентного отцовст-

ва. Исходя из признания этого отцовства укрепляется

братство между людьми, то есть они становятся друг

другу «ближними», заботясь о других.

«Где брат твой?» ( Быт 4,9)

2. Чтобы лучше понять это призвание человека к

братству, узнать точнее о препятствиях, которые воз-

никают для его осуществления и выявить пути для их

преодоления, важно руководствоваться знанием замы-

сла Божия, который превосходно изложен в Священном

Писании.

Согласно рассказу о начале бытия, все люди проис-

ходят от одних родителей, Адама и Евы, от пары, со-

творенной Богом «по Его образу и подобию» (ср. Быт

1, 26), от которых рождаются Каин и Авель. В истории

этой первородной семьи мы видим генезис общества,

эволюцию отношений между отдельными людьми и

целыми народами.

Авель пастух, Каин земледелец. Их глубокая иден-

тичность и одновременно их призвание заключается в

2 Cр. Франциск, Энциклика Lumen fidei (29 июня 2013), 54: AAS 105 (2013),

591-592.

том, чтобы быть братьями, даже невзирая на все раз-

личия между ними: в их труде и культуре, в их способе

общаться с Богом и с творением. Но Каин, убив Авеля,

демонстрирует таким трагическим способом ради-

кальное отречение от своего призвания быть братом.

Их история (ср. Быт 4, 1-16) выявляет трудную зада-

чу, решать которую призваны все люди: быть едиными,

заботясь друг о друге. Каин, не приняв предпочтения

Бога к Авелю, который принес Ему лучшее от своего

стада – «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на

Каина и на дар его не призрел» (Быт 4, 4-5), – из зави-

сти убивает Авеля. Таким способом он отказывается

признать себя братом, позитивно общаться с ним, жить

перед Богом, признавая свою ответственность забо-

титься о другом и защищать его. На вопрос Бога: «Где

брат твой?», с помощью которого Бог призывает Каина

к ответу за содеянное, тот заявляет: «Не знаю; разве я

сторож брату моему?» (Быт 4,9). Затем, говорится в

Книге Бытия, «пошел Каин от лица Господня» (4, 16).

Необходимо задаться вопросом о действительных

причинах, побудивших Каина отвергнуть узы братст-

ва и, вместе с ними, узы взаимности и общения, кото-

рые связывали его с братом Авелем. Сам Бог облича-

ет Каина и ставит ему в укор его близость ко злу: «У

дверей твоих лежит грех» (Быт 4, 7). Но Каин отказы-

вается противостоять злу и все равно решает поднять

«руку свою на брата Авеля» (Быт 4. 8), презрев замы-

сел Бога. Тем самым он отвергает свое изначальное

призвание быть чадом Божьим и жить братством.

Рассказ о Каине и Авеле учит тому, что человече-

ство носит в себе призвание к братству, но также при-

скорбную возможность предать это призвание. Об этом

свидетельствует обыденный эгоизм, который лежит в

основе множества войн и несправедливостей: многие

мужчины и женщины умирают фактически от рук сво-

их братьев и сестер, которые не могут признать себя

таковыми, то есть людьми, рожденными для взаимно-

сти, общения и дара.

«Все же вы – братья» (Мф 23,8)

3. Возникает вопрос: смогут ли когда-нибудь люди

этого мира полностью ответить на жажду братства, за-

печатленную в них Богом Отцом? Удастся ли им свои-

ми силами победить равнодушие, эгоизм и ненависть,

принять законные различия, которые характеризуют

братьев и сестер?

Перефразируя слова Господа Иисуса, мы могли бы

так вкратце сформулировать ответ, который дает нам

Он: поскольку есть единый Отец, Который есть Бог, вы

все являетесь братьями (ср. Мф 23, 8-9). Корень братст-

ва заключен в отцовстве Бога. Речь идет не о каком-то

абстрактном, неопределенном и исторически неэффек-

тивном отцовстве, а о персональной, точной и в выс-

шей степени конкретной любви Бога к каждому чело-

веку (ср. Мф 6, 25-30). То есть, это отцовство, которое

является источником братства, поскольку любовь Бога,

когда ее принимают, становится потрясающим средст-

вом преобразования жизни и отношений с другими,

открывая человека к солидарности и к действенному

сочувствию.

Человеческое братство возрождено в Иисусе

Христе и Иисусом Христом, Его смертью и воскресе-

нием. Крест является решающим «местом» основания

братства, которое люди сами не в состоянии создать.

Иисус Христос, принявший человеческую природу,

чтобы искупить ее, любя Отца до смерти, и смерти

крестной (ср. Флп 2,8), через Свое воскресение обра-

зует нас как новое человечество, в полном общении с

волей Бога, с Его замыслом, который включает в себя

полное осуществление призвания к братству.

Иисус начинает с самого начала замысел Отца, при-

знавая Его первенство над всем сущим. Но Христос,

преданием Себя на смерть из любви к Отцу, становится

новым и окончательным началом всех нас, призванных

признать себя в Нем братьями, поскольку мы являемся

детьми одного Отца. Сам Христос есть Завет, персо-

нальное пространство примирения человека с Богом и

примирения братьев между собой. В смерти Иисуса на

Кресте есть также преодоление разделения между на-

родами, между народом Завета и народом Язычников,

лишенным надежды, потому что до того момента он

остается чуждым завету Обетования. Как говорится в

Послании к Ефесянам, Иисус Христос есть Тот, Кто

примирил в Себе всех людей. Он есть мир, потому что

из двух народов сделал один, разрушив разделявшую

их стену, то есть вражду. Он создал в Себе Самом еди-

ный народ, одного нового человека, новое единое че-

ловечество (ср. 2, 14-16).

Кто признаёт жизнь Христа и живет в Нем, тот при-

знаёт Бога Отцом и полностью отдает Ему себя, любя

Его превыше всего. Примиренный человек видит в

Боге отца всех людей и, как следствие, стремится жить

братством, открытым ко всем. Он принимает и любит

во Христе других людей как сына или дочь Бога, как

брата или сестру, а не как посторонних или тем более

как соперников или даже врагов. В Божьей семье, где

все являются детьми одного Отца, и потому что все

они соединены во Христе, сыны в Сыне, нет «бесполез-

ных» жизней. Все обладают равным и неприкосновен-

ным достоинством. Все любимы Богом, все искуплены

кровью Христа, умершего на Кресте и воскресшего

для каждого. Именно поэтому мы не можем оставаться

равнодушными к судьбе наших братьев.

Братство – основа мира и путь к нему


(Продолжение Послания далее)

Категория: Статьи | Добавил: Татьяна (21.12.2013)
Просмотров: 386 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Статьи [82]

Поиск

Статистика