Приход "Благовещения" Римско-Католической Церкви

Вторник, 08.07.2025, 09:48

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи

Отличие Католичества от Православия

Католицизм и Православие

http://thedb.ru/items/Otlichie_PRAVOSLAVIYA_ot_KATOLICIZMA/

Католицизм и православие, как и протестантизм – направления одной религии – христианства. Несмотря на то, что и католицизм, и православие относятся к христианству, между ними есть существенные отличия.

Поводом для раскола христианской Церкви на Западную (католицизм) и Восточную (православие) стал политический раскол, произошедший на рубеже VIII-IXвеков, когда Константинополь потерял земли западной части Римской империи. Летом 1054 года посол Папы Римского в Константинополе – кардинал Гумберт предал анафеме византийского патриарха Михаила Кирулария и его последователей. Через несколько дней в Константинополе состоялся собор, на котором ответной анафеме был предан кардинал Гумберт и его приспешники. Разногласия между представителями римской и греческой церквей обострялась и из-за политических разногласий: Византия спорила с Римом за власть. Недоверие Востока и Запада перетекло в открытую вражду после крестового похода на Византию в 1202 году, когда западные христиане пошли на восточных собратьев по вере. Только в 1964 году константинопольский патриарх Афинагор и папа Павел VI официально отменили анафему 1054 года. Тем не менее, различия в традициях сильно укоренились за века.

Организация церкви

Православная Церковь включает в себя несколько независимых Церквей. Помимо Русской Православной Церкви (РПЦ), есть грузинская, сербская, греческая, румынская и другие. Управляются эти Церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в таинствах и молитвах (что согласно катехизису митрополита Филарета является необходимым условием для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви). Также не все Православные Церкви признают друг друга истинными церквями.

В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все её части в разных странах мира находятся в общении между собой, а также следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви существуют общины внутри Католической Церкви (обряды), которые отличаются друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной. Существует римский, византийский обряды и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но они все являются членами одной Церкви. 

Богослужение

Главное богослужение у православных – Божественная Литургия, у католиков – Месса (католическая литургия).

Во время службы в Русской Православной Церкви принято стоять в знак смирения пред Богом. В других Церквях восточного обряда во время богослужения разрешено сидеть. В знак безоговорочной покорности православные совершают коленопреклонения. Вопреки расхожему мнению у католиков на богослужении принято и сидеть, и стоять. Есть такие богослужения, которые католики выслушивают стоя на коленях.

Богородица

В православии Богородица прежде всего Матерь Божья. Она почитается святой, но она была рождена в первородном грехе, как все простые смертные и почила, как и все люди. В отличие от православия, в католичестве считается, что Дева Мария была зачата непорочно без первородного греха и конце жизни была живой вознесена на небо.

Символ веры

Православные считают, что Святой Дух исходит только от Отца. Католики верят в то, что Святой Дух исходит от Отца, и от Сына.

 

Таинства

Православная Церковь и Католическая Церковь признают семь основных Таинств: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Причастие (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Священство (Рукоположение), Елеосвящение (Соборование) и Брак (Венчание). Ритуалы Православной и Католической Церкви почти идентичны, различия состоят только в интерпретации таинств. Например, во время таинства крещения в православной церкви ребёнок или взрослый человек окунается в купели. В католическом храме взрослого или ребенка обрызгивают водой. Таинство причащения (Евхаристия) совершается на квасном хлебе. И священство, и миряне причащаются и Кровью (вино), и Телом Христовым (хлеб). В католицизме таинство причащения совершается на пресном хлебе. Священство причащается и Крови и Тела, а миряне – только Тела Христова.

Чистилище

В православии не верят в наличие чистилища после смерти. Хотя и предполагается, что души могут находиться в промежуточном состоянии, надеясь попасть в рай после Страшного Суда. В католичестве существует догмат о чистилище, где пребывают души в ожидании рая.

Вера и мораль
Православная Церковь признает только решения первых семи Вселенских Соборов, которые проходили с 49 по 787 годы. Католики признают своим главой Папу Римского и разделяют единое вероучение. Хотя внутри Католической Церкви есть общины с разными формами литургического поклонения: византийской, римской и другими. Католическая Церковь признает решения 21 Вселенского Собора, последний из которых состоялся в 1962–1965 годах.

В рамках православия разводы допускаются в отдельных случаях, которые решают священники. Православное духовенство разделено на «белое» и «черное». Представителям «белого духовенства» вступать в брак разрешено. Правда тогда они не смогут получить епископский и более высокий сан. «Черное духовенство» – это монахи, дающие обет безбрачия. Таинство брака у католиков считается заключенным на всю жизнь и разводы запрещаются. Все католическое монашествующее духовенство дает обет безбрачия.

Крестное знамение

Православные крестятся только справа налево тремя пальцами. Католики крестятся слева направо. У них нет единого правила, как при творении креста нужно складывать пальцы, поэтому укоренилось несколько вариантов. 

Иконы
На иконах православных святые пишутся в двухмерном изображении по традиции обратной перспективы. Таким образом подчёркивается то, что действие происходит в другом измерении – в мире духа. Православные иконы монументальны, строги и символичны. У католиков святые пишутся натуралистично, часто в виде статуй. Католические иконы пишутся в прямой перспективе.

Скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых, принятые в католических храмах, восточной церковью не принимаются.

Распятие
Православный крест имеет три перекладины, одна из которых короткая и находится вверху, символизируюя табличку с надписью «Сей есть Иисус, царь Иудейский», которая была прибита над головой распятого Христа. Нижняя перекладина является подножьем и одним своим концом смотрит вверх, указывая на одного из распятых рядом с Христом разбойников, который уверовал и вознесся с ним. Второй конец перекладины указывает вниз, в знак того, что второй разбойник, позволивший себе злословие в адрес Иисуса, попал в ад. На православном кресте каждая нога Христа прибита отдельным гвоздем. В отличие от православного креста, католический крест состоит из двух перекладин. Если на нем изображается Иисус, то обе ноги Иисуса прибиты к основанию креста одним гвоздем. Христос на католических распятиях, как и на иконах, изображается натуралистично – его тело обвисает под тяжестью, во всем образе заметны муки и страдания. 

Поминки по усопшему
Православные поминают усопших на 3-й, 9-й и 40-й дни, затем через год. Католики обязательно поминают умерших в День поминовения – 1 ноября. В некоторых европейских странах 1 ноября является официальным выходным. Также усопших поминают на 3-й, 7-й и 30-й дни после смерти, но эта традиция соблюдается не строго. 

Несмотря на существующие различия, и католиков, и православных объединяет то, что они исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Выводы:

  1. В православии принято считать, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики к этому добавляют, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью.
  2. Мировое православие единого руководства не имеет. Оно разделено на несколько независимых церквей. Мировое католичество является единой церковью.
  3. Католическая Церковь признает главенство Папы Римского в вопросах веры и дисциплины, морали и управления. Православные церкви главенство Папы не признают.
  4. Церкви по-разному видят роль Святого Духа и матери Христа, которую в православии называют Богородицей, а в католицизме Девой Марией. В православии отсутствует понятие чистилища.
  5. В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения отличаются.
  6. В отличие от католичества, в православии нет догмата о чистилище.
  7. Православные и католики творят крест по-разному.
  8. Православие разрешает разводы, а его «белое духовенство» может вступать в брак. В католицизме разводы запрещены, а все монашествующие духовенство дает обет безбрачия.
  9. Православная и Католическая церковь признают решения разных Вселенских Соборов.
  10. В отличие от православных, у католиков святые на иконах пишутся натуралистично. Также у католиков распространены скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых.
  11. Подробнее:
  12. http://thedb.ru/items/Otlichie_PRAVOSLAVIYA_ot_KATOLICIZMA/

 

Чем католичество отличается от православния?-  Юрий Белановский

http://belanovskyy.livejournal.com/8630.html


Прежде всего, надо определиться в понятиях. Христианство делится на три основных направления: православие, католичество и протестантизм. Не существует единой протестантской Церкви, поскольку протестантских церквей (деноминаций) в мире несколько тысяч. Православие и Католичество - это Церкви с иерархической структурой, со своим вероучением, богослужением, своим внутренним законодательством и своими присущими каждой из них религиозными и культурными традициями.


Католичество - целостная Церковь, все составные части и все члены которой подчиняются Папе Римскому как своему главе. Православная Церковь не столь монолитна, на данный момент она состоит из 15 независимых, но единых в своей сути Церквей, среди которых Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Греческая и др. 

Что у Православия и Католичества общее? И православные и католики - христиане, верующие во Христа и стремящиеся жить по Его заповедям. И те и другие имеют одно Священное Писание - Библию. Чтобы мы дальше не говорили о различиях, христианская повседневная жизнь и католиков и православных строиться, прежде всего, по Евангелию. Истинным примером для подражания, основой всей жизни для любых христиан является только Христос, а Он один и Единственен. Поэтому, несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру веру в Иисуса Христа, возвещают миру одно Евангелие. И католики и православные с горечью и покаянием смотрят на взаимное разделение. Все христиане уверены, что неверующий мир нуждается в общем христианском свидетельстве о Христе.

Теперь о различиях. Если мы хотим увидеть, почувствовать, понять разницу, то необходимо сначала честно ответить на вопрос: а что мы будем с полученным результатом делать? 

Если речь идет о Католичестве и Православии, то кому-то сравнение их необходимо для личного выбора, каким путем идти; кому-то, и это не редкость, такое сопоставление дает повод утвердиться в уже выбранном пути; кто-то считает себя человеком образованным и уверен, что он обязан знать и понимать разницу между двумя ведущими христианскими течениями; у кого-то может быть иная мотивация. 

Каждый из вариантов предполагает свой метод исследования и сравнения. Например, человеку ищущему свой религиозный путь среди христианства, лучше всего опереться на Евангелие, как Слово Божие и испытывать возможные варианты: как общая доктрина того или иного христианского течения соотносится с Евангелием; живут ли люди и иерархия по своей вере; видны ли в жизни всего этого направления плоды духовной жизни: любовь, радость, мир, терпение и т.д.; могу ли я так жить, доверяю ли я этому направлению, его обычаям, традициям, иерархии; могу ли я понести ту форму жизни в которую обрамлены евангельские заповеди? Таким образом, этот путь - прежде всего путь личный, интимный, путь доверия Богу и такому виду христианства, где человек Бога встретил и плоды Божьей жизни разглядел. Официальные отличия почти ничего не могут дать ищущему сердцу.

Тем не менее, мы постараемся ниже основные отличия перечислить, дабы помочь людям понять ключевые моменты затронутой темы.

Надо понимать главное: и католики и православные признают, что они не одно и то же, что православие и католичество - разные Церкви. Эта разница для обеих сторон настолько значима, что вот уже тысячу лет не существует взаимного единения в самом главном - в богослужении и в причащении Тела и Крови Христовых. Католики и православные вместе не молятся на общественных богослужениях и вместе не причащаются.

Разделение единой Церкви на восточную (православную) и западную (католическую) произошло в начале 11 века. Единая до той поры Церковь представленная пятью поместными или территориальными Церквями, так называемыми патриархатами, раскололась. В июне 1054 года было провозглашено взаимное анафематствование полномочными представителями Папы Римского и Константинопольским Патриархом. Через несколько месяцев все оставшиеся патриархаты присоединились к Константинопольскому и разрыв со временем только укреплялся и углублялся. Окончательно церкви Востока и Римская Церковь разделились после 1204 года - времени разорения Константинополя участниками четвертого крестового похода.

Насколько можно судить, напряженная политическая ситуация тысячелетней давности между Римом и Константинополем подтолкнула обе стороны к поиску повода для выяснений отношений, каковым явились уже закрепившиеся в западной традиции особенности иерархического церковного устройства, особенности вероучения, обрядовые и дисциплинарные обычаи не свойственные восточным Церквям, и наоборот

Таким образом политическое напряжение выявило уже сложившуюся и укрепившуюся обособленность религиозной жизни двух частей бывшей Римской империи. Во многом сложившаяся ситуация была обязана разнице культур, менталитетов, национальных особенностей Запада и Востока. С исчезновением объединяющей православные Церкви Римской империи, при слабой коммуникации произошло укоренение собственных традиций, собственных путей развития христианского Запада и Востока. Рим и западная традиция стояли особняком по отношению к Византии.

Описать развитие разрыва и формирование разъединенных Католической и Православной Церквей не представляется возможным в этой заметке. Попробуем изложить основные моменты, разделяющие Церкви сейчас, которые взаимно признаются обеими сторонами.

Оставим в стороне обрядовые моменты, как несущественные, будь то скамьи в храмах, косынки, архитектуру, священническую одежду (облачения), календарь, язык богослужения и т.д. Как православная так и католическая традиция имеют достаточно большую степень свободы в этих вопросах.

Первое важное отличие - разное понимании Церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская Церковь явлена в конкретных независимых, но взаимнопризнающих поместных Церквях. Человек может принадлежать к любой из существующих Православных Церквей, принадлежа тем самым к православию вообще. Достаточно разделять одну веру и таинства (Крещение, Причастие, Венчание, Покаяние и др.) с другими Церквями. Католики признают одну и единственную Церковь как организационное устройство - католическую, подчиненную Папе Римскому. Для принадлежности к католичеству необходимо принадлежать к одной и единственной Католической Церкви, иметь ее веру и участвовать в ее таинствах и обязательно признавать главенство Папы. 

На практике этот момент явлен прежде всего в том, что Католическая Церковь имеет догмат (обязательное вероучительное положение) о главенстве Папы над всей Церковью и безошибочности его в официальном учении по вопросам веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы и считают, что безошибочными и наиболее авторитетными являются лишь решения Вселенских (то есть всеобщих) Соборов. В контексте сказанного абсурдным выглядит воображаемая ситуация подчиненности Папе Римскому ныне независимых православных патриархов, а вместе с ними всех епископов, священников и мирян.

Второе. Есть различия в некоторых важных вероучительных вопросах. Укажем на одно из них. Оно касается учения о Боге - Святой Троице. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Эти казалось бы "философские" тонкости вероучения имеют вполне серьезные последствия в богословских вероучительных системах, порой противоречащих друг другу. Объединение и унификация православного и католического вероучений на данный момент представляется нерешаемой задачей.

Третье. За прошедшие столетия не только укрепилась, но и развились многие культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков, которые порой могут противоречить друг другу. Несмотря на вторичность многих из них, преодоление разногласий в этой плоскости представляется маловероятным, поскольку это та плоскость, которая и являет реальную жизнь простых верующих, которым порой проще отказаться от какого-то "умозрительного" философствования, чем от какого-то практического обычая.

Четвертое. Частное, но очень важное в практической жизни отличие состоит в том, что Католическая Церковь категорически запрещает разводы. Православная Церковь, исходя из не менее высокого учения о браке, тем не менее нисходит к немощи людей и в отдельных случаях разводы допускает.

Кроме этого в католичестве наличествует практика неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священство может быть как женатым так и монашествующим.

Православная Церковь как и Католическая категорически против секса вне брака, но при этом православие снисходительно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств и вообще вопросы сексуальной жизни супругов доктринально не регламентирует, предоставляя их решение самой семье. Католики категорически против любых противозачаточных средств.

В заключение скажем, что указанные отличия не мешают Православной и Католической Церквям вести конструктивный диалог, совместно противостоять массовому отходу от традиционных и христианских ценностей; совместно осуществлять разные социальные проекты и миротворческие акции.

(по материалам интернета)

Категория: Статьи | Добавил: Татьяна (11.01.2015)
Просмотров: 2259 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Владимир  
0
Спасибо за интересную и содержательную информацию. Вопросом о крестах заинтересовался прочитав http://megapoisk.com/katolicheskij-krest-i-pravoslavnyj и не все поняв. Вот ознакомился с вашей статьей и теперь стало все понятно и ясно. Для себя понял, чтобы разобраться во всех тонкостях религий на определенную тему, нужно побольше об этом прочитать. Еще раз спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Статьи [82]

Поиск

Статистика