Приход "Благовещения" Римско-Католической Церкви

Понедельник, 07.07.2025, 23:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи

Беседы по Катехизису. Евхаристия. Миропомазание. Священство. Покаяние. Елеопомазание.

Евхаристия

В Таинстве Евхаристии христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним. Таким образом, Евхаристия представляет собой завершающий этап христианского посвящения, который, тем не менее, продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни христианина в Церкви – в силу повторяемости Евхаристической Жертвы, которую Господь призвал верующих в Него совершать постоянно в память о Нем.

Таинство Евхаристии совершается прежде всего во время Божественной Литургии (Мессы), важнейшим элементом которой являетсяосвящение Даров – хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Освящение осуществляется при произнесениитайносовершительной формулы, представляющей собойУстановительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: Над хлебом: Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Моё, которое за вас будет предано.Над чашей: Примите и пейте из нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольётся во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне.

Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие(или Причащение) – принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне ее. (СловомПричастие обозначается как принятие Святых Даров – т.е. евхаристических Тела и Крови Христа [или даже одного названных евхаристических видов], – так и сами Святые Дары; Святые Дарыименуются также Святыми Тайнами).

Когда идет речь о Причащении, применительно к служителю используется глагол преподавать [Святые Дары] или глагол причащать (тот же, кто принимает Святые Дары – причащается: его называютпричастником).

Пресный Евхаристический хлеб, используемый при совершении Божественной Литургии в западных обрядах (в частности, латинском),именуется также гостией. Гостия бывает освящённой инеосвящённой, существует большая гостия (которую священник возносит над алтарем при освящении и которой причащается сам) ималые гостии (которыми он причащает мирян).

(Не следует, однако, называть гостии “облатками”. Слово облатка можно использовать применительно к несакраментальному рождественскому хлебу, преломляемого и вкушаемого в некоторых католических странах по случаю Рождества).

Евхаристический Хлеб (будь то малая гостия или части большой гостии), преподаваемый причастнику, называется частицей, иликоммуникантом. В свою очередь, частица может быть какосвящённой, так и неосвящённой.

Евхаристический Хлеб, сохраняемый для Причащения вне Мессы называется запасными Дарами.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов Таинства Евхаристии является Причащение.

Причащающийся принимает (вкушает) Тело Христово; он такжепринимает (пьет) Кровь Христову. (И то, и другое может быть выражено глаголом “причащаться”, притом как с родительным, так и с дательным падежом: “причащается Тела Христова” или (реже) “причащается ТелуХристову”.

В контексте Причащения речь идет о принятии евхаристических видов(Тела и Крови Господа: евхаристического Хлеба и евхаристического Вина,освященного Хлеба и освященного вина). В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя (“пейте из нее все”), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. Конечно, даже под одним из двух евхаристических видов верующие принимают всецелого Христа и истинное Таинство; поэтому тот, кто причащается только под одним видом, обретает плоды этого Таинства и никоим образом не лишается благодати, необходимой для спасения. Однако после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пришла к осознанию необходимости возродить древнюю практику Причащения под двумя видами, поскольку именно таким образом Евхаристия наиболее полно осуществляет свое значение Трапезы (не стоит забывать, что одно из названий Евхаристии – Трапеза Господня), предваряющей пир Царства Божия, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа. Поэтому во многих общинах постепенно начинает вводиться Причащение мирян под двумя видами. В ряде регионов оно уже стало среди католиков всеобщим. Тем не менее в этом вопросе Церковь стремится особенно чутко относиться к традиционному благочестию как клириков, так и мирян; она никому этого не навязывает, и поэтому во многих приходах, где Причастие преподается под двумя видам, находится немало верующих, причащающихся по-прежнему только под одним видом – Тела Христова.

Преподать причастнику Тело Христово можно двумя способами. До недавнего времени практиковался только один из них, традиционный, хотя довольно позднего происхождения, – в уста. С недавних пор возрожден наиболее древний способ – в руки, так что затем причастник из своих рук вкушает Тело Христово. В большинстве регионов право выбора способа причащения Тела Христова остается за верующими (однако предоставление верным этого права находится в компетенции Епископской Конференции каждой страны, и в наиболее консервативных регионах иерархия по-прежнему отказывается разрешить преподавать мирянам Тело Христово в руки).

Существует несколько способов Причащения под двумя видами (их различие касается в основном способа принятия Крови Христовой). Наиболее распространенным (и наиболее древним) является Причащение Крови Господней непосредственно из Чаши . Один из служителей (священник, диакон или даже мирянин), именуемый “служителем Чаши”, держит Чашу и подает ее тем мирянам, которые уже вкусили Тела Христова. Приняв Чашу из рук служителя, причастник отпивает из нее немного Крови Христовой.


 

Другой способ Причащения под двумя видами, наиболее удобный технически, – через погружение Тела Христова в Кровь Христову. Священник погружает край частицы освященного Хлеба в Чашу и кладет ее в уста причастнику.

В некоторых регионах возрождены еще два способа Причащения из Чаши, известных литургической практике древней Церкви: при помощи трубочки (для этого подготавливаются серебряные трубочки по числу причастников, которые по очереди отпивают из Чаши через такую трубочку) и при помощи ложки (ею священник преподает Кровь Господню каждому верующему).

Если после Причащения духовенства и мирян остались освященные частицы (гостии), священник добавляет их к запасным Дарам. Однако в священных сосудах зачастую остаются крошки освященного Хлеба, а в чаше – небольшое количество (хотя бы и несколько капель) Крови Христовой. Эти остатки Святых Даров не перестают быть святыней. Поэтому в конце Мессы обязательно происходит потребление Святых Даров. Священник или иной служитель (диакон или даже мирянин)потребляет Святые Дары, то есть собирает и вкушает все остатки евхаристических видов в богослужебных сосудах (и за их пределами, если по какой-то причине они там оказались), а затем совершает очищение евхаристических сосудов, омывая чашу вином (или водой), которое затем выпивает, и тщательно отирая сосуды пурификатором (специальным платом).

Почитание Таинства Евхаристии в традиционном католическом благочестии не всегда напрямую связано с Мессой и с Причащением. Поскольку в Святых Дарах всегда во всей полноте присутствует живой Христос, существуют различные формы поклонения Господу, пребывающему в Святых Дарах. Поклонение Святым Дарам может происходит как индивидуально, так и в виде общественного богослужения, как в благоговейном молчании, так и со сложными и пышными обрядами. Для этого Поклонения принято совершать выставление Святых Даров: это может быть либо простое выставление Святых Даров в дарохранительнице (когда открывается дверца дарохранительницы и киворий – сосуд, в котором находятся запасные Святые Дары, – предстает взорам верующих), либо торжественное выставление Святых Даровв дароносице (когда в дароносице, установленной на видном возвышенном месте, помещается большая гостия, так что ее видно через стеклянное окошечко дароносицы). При Поклонении Святым Дарам нередко совершается Благословение Святыми Дарами, когда священник благословляет верных дароносицей или киворием.

Существует также обычай устраивать на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа крестный ход со Святыми Дарами – в храме или за его пределами.

 Источник:  веб- энциклопедия "Католическая Россия"

Миропомазание (Конфирмация)

В таинстве Миропомазания (Конфирмации) христианин, сподобившийся нового рождения посредством Крещения, обретает благодатные дары Святого Духа, ниспосланного апостолам – и через них всей Церкви – в день Пятидесятницы.

Поскольку традиционным для Латинской Церкви является принятие Миропомазания в сознательном возрасте, те, кто принял Крещение в детстве, проходят длительную подготовку к Миропомазанию.

При Миропомазании присутствует восприемник (или восприемница): по возможности, эту функцию следует исполнять одному из крестных.

Обряд таинства Миропомазания совершается епископом или, с разрешения епископа, священником посредством возложения рук на голову кандидата и помазания его чела святым миром (составом из елея и различных ароматов, который, наряду с благословением елея оглашаемых и елея больных, освящается епископом утром Великого Четверга или в один из предшествующих ему дней на Мессе освящения мира и благословения елея). При помазании служитель таинства произносит тайносовершительную формулу: "N. (имя), прими знамение дара Святого Духа”.

Местами сохраняется средневековый обычай сопровождать Миропомазание алапой – символическим напутствием в виде шлепка по щеке.

Согласно католическому учению Крещение и Миропомазание (равно как и Священство) запечатлевают принявшего их неизгладимой печатью (иначе именуемой характером) и поэтому не могут быть повторены.

Источник: веб - энциклопедия "Католическая Россия"

Священство

Священством называется достоинство того, кто по благодати Божией совершает особое служение в Церкви Христовой. Священство подразделяется на три степени (ступени, чина): епископский чин, священнический и диаконский. 

Священством именуется также таинство, посредством которого избранные для соответствующего церковного служения возводятся в ту или иную степень священства. Обряд таинства священства известен под названием рукоположения, или хиротонии:

существует рукоположение во епископа, во священника или во диакона (для обозначения действия совершения этого обряда говорится рукополагать или посвящать; принятие этого таинства обозначается глаголом рукополагаться / рукоположиться). В обрядах таинства Священства (всех степеней) отсутствует тайносовершительная формула, а основными внешними действиями является возложение рук служителем этого таинства – епископом – на кандидата и молитва призывания Святого Духа.

Источник: веб-энциклопедия "Католическая Россия"

Покаяние

В таинстве Покаяния ( или Примирения) христианин, искренне кающийся в своих грехах, посредством Церкви получает от Бога прощение грехов, тем самым примиряясь с Богом и с Мистическим Телом Христа – Церковью, от которой верующего отлучает всякий тяжкий грех.

Одним из важных требований покаяния является признание, исповедание своих грехов. Поэтому существенным элементом церковного покаяния оказывается исповедь – исповедание кающимся своих грехов перед лицом Божиим в присутствии священника: верующий исповедуется Богу, а священник – только свидетель его исповеди (об этом действии священника говорится “принимать исповедь”, “исповедовать”). Священник, принимающий исповедь, называется исповедником (священник, у которого верующий исповедуется постоянно, именуется духовником; его можно называть также называть духовным отцом, или духовным наставником – особенно в тех случаях, когда он действительно осуществляет наставничество; духовным отцом, или духовным наставником называется также постоянный духовник в монастыре или в семинарии). Верующий, который приступает к таинству Покаяния (совершает покаяние в Церкви) называется кающимся, илиисповедующимся. Прощает кающемуся грехи не кто иной, как Сам Бог, но священник, властью, данной ему Христом через апостолов, дает кающемуся разрешение [от] грехов, или отпущение грехов. При этом он произносит над кающимся разрешительную молитву, которая представляет собой тайносовершительную формулу таинства Покаяния: “Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.

Еще одним важным элементом таинства Покаяния является епитимия – предлагаемые священником кающемуся действия “удовлетворения” в виде молитв, дел благочестия или милосердия (священник назначает епитимию, а кающемуся надлежит исполнить епитимию).

В последнее время для верующих нередко организуются специальные покаянные богослужения, которые именуются также литургиями покаяния. В чрезвычайных ситуациях, особенно в случаях угрозы для жизни многих людей разрешается общинное совершение таинства Примирения, с общей исповедью (когда кающиеся не исповедуются в грехах перед священником, а лишь раскаиваются в них в душе) и общим отпущением грехов.

Источник:  веб- энциклопедия "Католическая Россия"

 

Елеопомазание больных

В таинстве Елеопомазания больных (или Елеосвящения) Церковь сообщает больным особую благодать Божию, помогающую ему преодолеть тяготы связанные с болезнью или старостью, обрести мир и мужество, а также восстановить здоровье, если оно полезно для спасения, или подготовиться к переходу в вечную жизнь. Важнейшими элементами обряда этого таинства являются молитва над больным и помазание его чела и ладоней т.н. елеем больных – растительным маслом, благословенным епископом или священником. При помазании произносится тайносовершительная формула: “Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь по благодати Святого Духа. Аминь. И, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания. Аминь”.

Причащение больного (вдобавок к Елеосвящению) в случае угрозы смерти называется виатиком, или [последним] напутствием.

Источник:  веб- энциклопедия "Католическая Россия"

Категория: Статьи | Добавил: Татьяна (24.11.2013)
Просмотров: 1123 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Статьи [82]

Поиск

Статистика