Приход "Благовещения" Римско-Католической Церкви

Воскресенье, 19.05.2024, 10:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи

Взгляд на Святого Иосифа

Не просто плотник?

Про св. Иосифа известно совсем не много. Был ли он вдовцом или молодым мужчиной? Были ли у него дети от первого брака? Почему именно его избрали в мужья Марии, разве не было других мужей праведных? В его биографии больше вопросов, чем ответов.

sjoseph

 

Мало того! Мы привыкли считать, что Иосиф был плотником. Впервые о нем так говорит еще в середине второго века Юстин Мученик. Впрочем, вплоть до середины IX века почитание св. Иосифа не было особо распространено в Европе. О нем говорили просто как о человеке, который был необходим в истории Спасения для того, чтобы оберегать Марию и маленького Иисуса. Древнее предание считало вполне логичным, что святой умер в столетнем возрасте и пришлось это на годы, последовавшие за бар-мицвой Иисуса. Бар-мицва – это своеобразный день совершеннолетия в иудейской традиции. В те времена его отмечали в тринадцатый или четырнадцатый год мальчика. С этого момента община признавала его взрослым мужчиной, способным соблюдать все заповеди и предписания веры Израиля. Само слово «бар-мицва» переводится как «сын заповедей», т.е. человек, принадлежащий Закону, Торе. В день бар-мицвы мальчик впервые поднимается, чтобы прочитать отрывок из Священного Писания. Предполагалось, что он не только прочитает, но и истолкует прозвучавшие слова. Для этого не надо было обладать особым богословским или проповедническим даром, достаточно было повторить слова учений пророков или мудрых мужей по этому поводу. Во времена земной жизни Христа мальчиков к этому торжественному дню готовили отцы. Так что на Иосифа ложилась забота не только о крове и пропитании для семьи, но и о правильно воспитании сына в вере. Надо сказать, что иудеи до сих пор считают, что именно отец должен наставлять своих сыновей в вере, своим примером и знанием, готовя их следовать голосу Всевышнего.

Guido_Reni_-_Saint_Joseph_and_the_Christ_Child_-_Google_Art_Project

Всевозможные апокрифические евангелия утверждали, что Иосиф умер, «доведя» Иисуса до совершеннолетия. Подтверждением их рассказов должны были служить признанные Церковью евангелия, в которых Иосиф последний раз упоминался, когда Иисусу было двенадцать лет. Тогда Он потерялся в Иерусалиме и родители нашли Его в Храме. Он сидел среди мудрецов, которые с интересом слушали Его. Для европейского сознания, оторванного от иудейских корней и воспитанного на наследии эллинистической традиции, вся эта история должна была показывать зрелость и мудрость юного Иисуса. В то время как первохристианская община, состоявшая из иудеев, видела в этой истории совсем иные оттенки. Для эллинов дети были не выросшими взрослыми, которых надо «довести до ума», т.е. исправлять, выправлять, подлаживать и подстраивать под правильное восприятие общества, всячески социализировать… Это взгляд и положил начало средневековому восприятию педагогики, как некой системы по выправлению детей и созданию из них некоего образа взрослых. Иудейская традиция, погибшая после разрушения Храма и рассеяния евреев, несла в себе несколько иной заряд. Каждый ребенок воспринимался как сын Всевышнего, сын, призванный соблюдать заповеди, Тору. Его не надо исправлять, его надо направлять. Здесь очень хорошо подойдет образ смоковницы в винограднике. Это дерево сажали, чтобы оно служило опорой для виноградной лозы. Так и воспитание должно было стать смоковницей, которая держит ребенка-лозу. На смоковнице сладкие плоды, без косточек и с мягкой кожурой. Так и воспитание должно было подлаживаться под ребенка, неся ему сладкий сок следования воле Божией. Когда двенадцатилетний Иисус оказался в Храме среди мудрецов и книжников, людей, хорошо знавших Закон, скорее всего, первое, чем Он обратил на Себя внимание – это глубокое понимание того, чему Его научил отец, Иосиф. Они «дивились Ему» не потому, что Он сильно отличался от сверстников и был больше похож на взрослого, а потому, что в Нем сразу читались незаурядные способности. Евреи очень любят учить и учиться, а тут перед ними был идеальный объект, сочетавший в себе глубокие знания, свое видение и умение слушать других людей. Для первых христиан рассказ о двенадцатилетнем Иисусе в Храме – это история о правильном отцовском воспитании. На смоковнице Иосифа покоилась идеальная виноградная лоза, на ней были грозди знаний, понимания и почтительности, внимательного отношения к другим людям. Если отец сумел так воспитать сына, то его земная миссия в принципе состоялась. Вероятно, поэтому евангелисты больше не интересуются его судьбой.

Евангелия говорят об Иосифе только самое необходимое. Ответил призыву Божьему — принял Марию. Оберегал Иисуса – увел семью в Египет. Воспитал достойного сына народа Израильского – в Храме перед всеми Иисус это продемонстрировал. Больше ничего о нем знать и не нужно. Промелькнула только одна деталь: Иосиф был строителем домов…

Это очень интересный аспект, полностью выпавший из современного почитания Св. Иосифа. И «повинны» в это францисканцы. Дело в том, что культ этого святого стали активно распространять в Европе именно они. Св. Бернардин Сиенский, больше известный, как францисканец пропагандировавший культ Имени Христова, был еще и страстным почитателем Святой Девы. Именно он обратил внимание на скромную фигуру, оказавшуюся в тени и мало кем почитаемую. Постепенно францисканские проповедники, прославлявшие смиренное служение св. Иосифа, распространили его почитание по всей Европе. Появились картины с этим святым: скромная мастерская, рубанок в руках. Идиллическая сцена: св. Иосиф учит маленького Иисуса обрабатывать дерево…

jesusjoseph

Только Иосиф не был просто плотником. Откуда же пошло это мнение, ведь евангелист Лука называет его «строителем домов»? В Евангелиях используется слово «tekton» (τέκτων). Корень этого слова присутствует во многих греческих словах. Например, архитектор, тектоника и даже слово техника произошло от этого корня. Кем же были эти самые тектоны в Иудее первого века? Это были по преимуществу странствующие ремесленники. Они строили дома из самого популярно в этой местности материала – камня. В тех краях камень недорог и обладает рядом замечательных свойств, помогающих жить в жарком климате. В первую очередь – камень долго держит ночную прохладу. Должно пройти много времени, чтобы он раскалился на солнце. Не зря в Библии звучат слова о том, что укрывались в тени стен Иерусалима – камни хранили прохладу и спасали от палящего солнца. Кроме того, согласно преданию и современным археологическим исследованиям Святое Семейство жило в Назарете. В этом городе особые каменные породы. До сих пор жилища здесь выдалбливают в горных породах. Снаружи они похожи на норы хоббитов, но внутри это обычные дома современного человека. В принципе Назарет практически идеальное место для того, кто зарабатывает мастерством каменотёса. Выполнял ли при этом Иосиф плотницкие и столярные заказы? Вполне вероятно, что да, потому что мастеровые тех времен, особенно небогатые брались за любую работу. нельзя сказать, что палестинская растительность располагает к созданию изделий из дерева. Каменный стол оказывался куда практичнее деревянного. Тем более, что мебель в нашем современном понимании того практически не использовалась.

Почему же Иосифа называют именно плотником? В первую очередь, речь идет о богословском контексте. У Иустина Мученика мы читаем о том, что Иисус, как и Его отец, изготавливал плуги. Плуг – это символ землепашца, который обрабатывает почву сердец, чтобы насадить нечто новое. Иудейские современники Иустина используют выражение «сын плотника» несколько в ином контексте. Продолжая традицию мудрецов, живших до разрушения Храма, они называют сыновьями плотников одаренных юношей, отмеченных свыше даром понимания Писания. Есть вероятность, что использованное Лукой выражение «сын тектонуса» вообще дает отсылку не к конкретной профессии, а лишь подчеркивает особое избрание Иисуса. Арамейское слово «наггар» (строитель) тоже несет под собой этот смысл. Сын одного из столпов Израиля, мужа праведного.

Go-to-Joseph

В европейской традиции почитания Иосифа его принадлежность к цеху ремесленников вполне понятна и очевидна. Евангелие говорит о бедности Иосифа и Марии. В Храм в завершение дней очищения Марии, они принесли только двух птичек, т.е. необходимый минимум, на больше средств не хватило. В Европе каменные дома могли себе позволить только богатые люди, беднота жила в деревянных домах. Вот их-то по представлениям францисканских проповедников и строил св. Иосиф. А еще он строгал столы, стулья и прочую утварь, распространенную у более северных в сравнении с Палестиной народов. И богословское обоснование тут очень легко подводиться. Все-таки Иисус был распят на деревянном кресте, а не на каменном. Хотя и в том, что Иисус был не плотником, а каменщиком тоже есть своя красота. Ведь сердца каменные Он умеет делать плотяными. Он – краеугольный камень, на котором стоит здание Нового Израиля.

Анна Гольдина

Категория: Статьи | Добавил: Татьяна (22.04.2016)
Просмотров: 293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Статьи [82]

Поиск

Статистика