Приход "Благовещения" Римско-Католической Церкви

Воскресенье, 19.05.2024, 09:34

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи

15 ересей и святые, им противостоявшие (окончание)

8. Кальвинизм и святой Франциск Сальский

«Я думал, что если вы не видите другого основания для веры, чем толкование Святого Писания, которое вам кажется самым правильным, тогда вы должны прислушаться и к толкованию, которое я представляю, а именно толкованию Апостольской Римско-Католической Церкви, которое вы до сего времени лишь извращали, портили и фальсифицировали. Ибо если бы вы увидели его в чистоте, вы никогда бы от него не отказались» (Противоречия католичества, “Авторское введение”).

Первым последствием Реформации стало укоренение разнообразных школ протестантизма. Однако ни одна из них не была столь непреклонна в противостоянии католической вере, как последователи Жана Кальвина. Хотя он повсеместно использует мысли св. Августина, он не обращается к остальным Отцам (даже беглый взгляд на содержание его magnum opus — главного труда – «Наставление в христианской вере» подтверждает это), тем самым игнорируя «все католические основы, созданные Учителем благодати» (Бэрри У., Католическая энциклопедия , “Кальвинизм”).

Затем появился св. Франциск Сальский. В 27 лет он был направлен в один из самых антикатолических регионов Шабли, где кальвинизм уже укрепился. Сделать это означало стать призираемым, отвергнутым, не понятым, слышать угрозы и быть изгнанным. Миссия святого Франциска у кальвинистов во многом отражает слова святого апостола Павла: «[Я] много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (Второе послание к Коринфянам 11:26-29)

Кальвинисты упорно отказывались слушать его, и тогда св. Франциск стал писать и раздавать брошюры с истинами католической веры. Позже они были собраны в одну книгу, пожалуй, лучшую работу по апологетике против представлений протестантизма – Les Controverses. Известный как «святой-джентельмен», св. Франциск своей любовью к душам (особенно это видно в другом его великом труде «Введение в благочестивую жизнь»), знаниями основ веры и истории, а также удивительной способностью адаптироваться и преодолевать разнообразные препятствия и трудности, стал одним из величайших Учителей Церкви, выступивших против ереси кальвинизма.

9. Монофизитство и Папа Лев Великий

«Возлюбленные, пусть ваши сердца будут свободны от ядовитой лжи, созданной дьяволом» (“Проповедь 28”, VI).

Монофизитство было по своей сути противопоставлено несторианской ереси, упомянутой выше; в то время как Нестор подчеркивал, что в Христе «были и человеческая, и божественная ипостаси» (Новый католический словарь, “Монофизиты и монофизитство»), монофизитство утверждало, что у Христа была только одна природа, что Его человеческая природа была поглощена Его божественностью. Если с ересью Нестора было покончено 20 годами ранее усилиями святого Кирилла Александрийского на соборе в Эфесе, то на борьбу с ересью Евтихия и монофизитством выступил святой Папа Лев Великий.

В борьбе с монофизитством он использовал учение о двух природах Христа (человеческой и божественной), говоря о Христе, что «мы не можем победить источник греха и смерти, если бы Он не принял нашу природу и сделал грех своим…» (Ep. xxviii, II). «Спустя 3 года тяжелой работы, Лев торжественно представил свое осуждение Халцедонскому собору, а все отцы подписали его Послание, восклицая: «Петр сказал свое слово через Льва» («Жития святых» А. Батлер, “Св. Лев Великий”, издание 1894 г.).

10. Иконоборчество и святой Иоанн Дамаскин

«Моя цель не победа. Я поднял руку на борьбу за правду, и эту руку ведет само Провидение» (О святых изображениях, I).

У иконоборчества, отказа от использования религиозных изображений в поклонении (иконы, статуи, вплоть до использования свечей и благовоний) сложная история. В первые века к нему прибегали павликиане и сторонники Нестора, однако оно встречалось и внутри Церкви (включая св. Епифания Кипрского, «который впал в заблуждения по определенным вопросам, которые возникли ввиду его усердия и простоты» («Жития святых» А. Батлер, “Cв. Епифаний Кипрский, ”, издание 1894 г.)). Кроме того, ересь иконоборчества оказала влияние и на создание ислама, который крайне нетерпимо относится к использованию изображений в поклонении.

Главным еретиком в этой борьбе был император Лев II, издавший указ, запрещающий использование изображений в поклонении. Св. Иоанн Дамаскин, почитаемый последним из византийских Отцов Церкви и первым представителем схоластики, немедленно принялся защищать использование изображений христианами с первых веков существования христианства. Св. Иоанн был арестован императором и (подобно Максиму Исповеднику) потерял правую руку в наказание за сопротивление ереси в своих сочинениях. Иконоборчество было окончательно повержено на Втором Никейском соборе в 787 г., однако вновь появилось в годы Реформации.

11. Янсенизм и святой Альфонс Лигуори

«Не принимающий Божьей любви будет мало возрастать в благодати, потому что очень сложно отречься от греха лишь из-за страха перед наказанием» (catholicsaints.info).

Ошибки кальвинизма встречаются не только в рамках протестантизма, внутри Католической Церкви они также пускали корни. Этот католическо-кальвинистский гибрид был создан богословом Корнелием Янсеном, который, подобно Кальвину, прочитал произведение св. Августина и пришел к кардинальным выводам. Эта неповторимая смесь нелепого морального ригоризма и религиозного страха омрачила Церковь. Янсенизм не одобрял частого принятия Святого Причастия, считая моральный перфекционизм обязательным требованием для принятия Евхаристии. Её влияние было настолько сильным, что даже подчинило такой блестящий католический ум, как Блез Паскаль.

Многие великие мужчины и женщины противостояли данному пессимистическому богословию и деструктивным результатам доктрины янсенизма, однако именно сочинения и мысли святогоАльфонса Лигуори смогли перекрыть похоронный звон этой ереси. Для борьбы с ригоризмом и страхом янсенизма Альфонс Лигуори советовал часто принимать Святое Причастие в качестве лекарства от греха, конечно, если человек не был в состоянии смертного греха. Он разработал прекрасные положения моральной теологии, которая стала основой католической моральной теологии. До сегодняшнего дня он почитается не только Учителем Церкви и основателем ордена редемптористов, но и одним из лучших учителей католической морали.

12. Братья свободного духа и блаженный Иоанн ван Рейсбрук

«Вот то Бессмысленное Существование, которое избрали все ревностные души, это мрачное спокойствие, в котором все возлюбленные теряют свой путь. Если бы сами собственной добродетелью могли себя подготовить, мы бы избавились от нашего тела и воспарили к диким морским берегам, из которых ни одно живое существо не могло нас достать» (Одеяние духовного брака).

Ересь братьев свободного духа мало кому сегодня известна, однако ее влияние широко распространено. Беря начало в движении бегардов в 13-14 веках, это еретическое учение послужило источником вдохновения для проповедей и сочинений Майстера Экхарта (хотя он сам и отрицал свое отношение к этому движению). Выражая свое безразличие к спасению (этакий квиетизм), единению с Богом в этой жизни и критикуя Таинства Церкви, эта мистическая ересь стала распространяться в Центральной Европе.

Хотя некоторые последователи Майстера Экхарта (особенно блаженный Генрих Сузо) либо отрицали связь с движением Свободного Духа, либо пытались исправить их учение и боролись с его влиянием наравне с ортодоксальным мистицизмом внутри Церкви, именно величайший фламандский мистик, блаженный Иоанн ван Рейсбрук, возглавил борьбу с этим видом мистической ереси.

Над жизнью блаженного Иоанна интересно поразмышлять: проводя много времени в молитве и созерцании в Суаньском лесу рядом с Гренендаалем, он много думал о благоденствии душ, что привело его к открытому богословскому противостоянию с движением Свободного Духа. Его сочинения – одни из лучших когда-либо написанных о Святой Троице и мистической жизни. Вместо того, чтобы писать лингвистически отстраненные трактаты, которые были недоступны для понимания обывателя, блаженный Иоанн написал много памфлетов на родном языке, в которых защищал веру от еретических нападений таких выдающихся лиц братьев свободного духа, как Блемардин. Подчеркивая глубочайшие аспекты мистицизма Православной Церкви, он положил конец этому движению, не избежав, однако, преследований со стороны его приверженцев.

13. Модернизм и святой Папа Пий X

«Мы не вправе более откладывать данный вопрос, особенно ввиду того, что поборников ереси можно теперь найти не только среди открытых врагов Церкви. Они затаились, этого стоит бояться и об этом надо сожалеть, в самом ее сердце, став действовать с большей злобой, чем может показаться внешне. Мы говорим, досточтимые братья, о многих не только принадлежащих к Католической Церкви мирянах, но и что более прискорбно, к самим священникам, притворяющимися любящими Церковь, ибо им не только не достает прочной защиты философии и богословия, но они позволили ядовитым доктринам врагов Церкви наполнить их разум. Они утратили чувство скромности и мнят себя реформаторами Церкви. Сформировав фронт атаки, они угрожают самому святому делу Христа, не исключая самого Искупителя, которого они своими святотатскими заявлениями, сделали всего лишь человеком»(«Кормление стада Господня», 2).

Модернизм, пожалуй, является самой противоречивой ересью из данного списка, потому что мы сейчас живем как раз в эпоху его царствования. С моей точки зрения, это самый сомнительный и похожий на хамелеона вид ереси, который часто трудно уловить, где именно он укоренился или где он прошел эту стадию и уже навредил вере.

Модернизм зародился в 19 веке. Такие деятели как Морис Блондель, Джордж Тиррел, Альфред Луази, Фридрих фон Хюгель и многие другие считаются главными фигурами этого движения в Католической Церкви; на это движение в протестантизме повлияли мысли Фридриха Шлейермахера.

Даже слова модернистских мыслителей сами по себе поразительны. Так Альфред Луази писал:«Христос имеет для меня даже меньше значения в моей религии, чем в либеральном протестантизме, ибо я предаю мало значения откровению Бога Отца, по которому они почитают Иисуса. Если что-то и является для меня религией, то это смесь пантеизма, позитивизма и гуманизма, а не христианство» (Мемуары II, стр. 397).

Его последствия крайне разрушительны: главной в нем является идея о том, что истины христианской религии должны подчиняться просвещенческому рационализму, релятивизму и секуляризму. Истины древней веры видятся несовременными и, соответственно, ее мифы должны быть развенчаны. Кроме того, действенно представленное понятие «эволюция догмата» стало мощной угрозой для истин христианства.

Влияние принципов модернизма можно обнаружить во многих богословских школах, протестантских и католических, а также в сочинениях таких мыслителей как Ханс Кюнг, Эдвард Схиллебекс, Рудольф Бультман, Карл Ранер. Приверженность многих богословов и писателей модернизму является широко обсуждаемой темой.

Со стороны протестантов против него активно боролся богослов Карл Барт, особенно в его призыве против либерального богословия под названием «Послание к Римлянам». Хотя уже в 1864 г. с выпуском «Списка заблуждений» и энциклики Папы Льва XIII Providentissimus Deus началась защита Церкви от модернизма, именно великий Папа Пий X стал главным защитником Церкви, так как он предупреждал об угрозе для веры с его стороны.

Называя его «синтезом всех ересей» («Кормление стада Господня», 39), святой Папа Пий X издал Lamentaboli Sane (Послание, обличавшее ошибки модернизма) и монументальную энциклику «Кормление стада Господня» против модернистского способа мышления. Само послание – это сигнал тревоги о коварной природе этой ереси. В отличие от откровенно неуклюжих попыток предыдущих ересей, таких как арианство и монтанизм, модернизм заражал Церковь изнутри. Он больше похож на смертельную болезнь, чем на атаку.

Святой Папа Пий X написал прославленную «Присягу против модернизма», которую необходимо было произносить духовенству и другим служителям церкви, и целью которой было предупредить верующих, пока не стало слишком поздно. Многое было сделано, чтобы искоренить модернистские идеи в Церкви, благодаря усилиям этого достопочтеннейшего и святого Папы, который и по сей день остается главным святым борцом с пагубным влиянием этого движения.

14. Оригенизм и святой Мефодий Олимпийский

«Человек, остерегайся этого духовного гимна, не слушай его. Смерть не для тебя. Твоя песнь — это история спасения» («О свободной воле»).

Несомненно, александрийский теолог Ориген был величайшим деятелем в ранней Церкви. Многие великие святые того времени были увлечены его гениальностью и преданностью. Стоит упомянуть святого Василия Великого, святого Григория Богослова и святого Иоанна Кассиана. Даже святой Иероним, ставший в последствии ревностным противником Оригена, считал его одним из достойнейших и выдающихся умов Церкви. Святой Франциск Сальский и святая Елизавета из Шёнау много веков спустя писали о его заслугах перед Церковью.

Несмотря на это некоторые мысли Оригена вызывали определенные проблемы. Будучи одним из первых настоящих богословов ранней Церкви, он был склонен к ошибкам, углубляясь в истины веры. Его склонность к излишнему аллегоризму, учение о предсуществовании душ в конечном итоге создали для него большие проблемы.

Однако в его оправдание стоит сказать, что между ним самим и тем, что в последствии стало известно как «оригенизм», есть большая разница. Оригенизм взял латентные элементы экспериментальных и спекулятивных мыслей Оригена и поступил с ними во многом так, так Жан Кальвин и Корнелий Янсен с мыслями св. Августина.

Некоторые святые, такие как святой Иероним и святой Епифаний Кипрский, начали критиковать оригенизм. Однако первым, кто стал систематически разоблачать ересь оригенизма, был святой Мефодий Олимпийский. Хорошо разбиравшийся в философии Платона и богословии, святой Мефодий решительно критиковал основные заблуждения великого александрийца, включая вечность бытия и определенные аспекты воскресения. Являясь ревностным оппонентом Оригена, он все же признавал его заслуги перед Церковью.

Ошибки оригенизма были раскрыты на Втором Соборе в Константинополе в 553 г., хотя «Новая Католическая энциклопедия»в статье о Папе Пие XI пишет, что «нет доказательств того, что он провозгласил церковную анафему на Пятом всеобщем соборе».

* * *

И единственный не святой и не блаженный в нашем списке, сыгравший, тем не менее, важную роль в истории Католической Церкви в XX веке и противостоявший превратному пониманию экуменизма…

15.  Религиозный индифферентизм и Папа Пий XI

«Для объединения христиан необходим возврат к единой истинной Церкви Христовой тех, кто отделен от нее, так как в прошлом они оставили ее. Мы имеем ввиду единую истинную Церковь Христову, видимую всем; ту, которая по воле ее Создателя, является такой же, какой Он ее создал» (Mortalium Animos, 10).

По своей сути религиозный индифферентизм является подвидом модернизма. Он подрывает истину Католической Церкви о том, что истинная Церковь была основана Христом, и утверждает, что не имеет значения, к какой Церкви человек принадлежит. Исходя из многих признаков его можно назвать «панхристианским».

Для опровержения данного понятия Папа Пий XI написал энциклику под названием Mortalium Animos, в которой вновь подчеркнул, что Католическая Церковь была Ковчегом спасения, а также выступил против размытой панхристианской идеи о Церквях. По своей сути все, что с ним связано, можно считать ложным экуменизмом, безразличным псевдо-христианством. Религиозный индифферентизм можно описать следующими словами: «Противоречия… и давние различия мнений, которые до сего дня разделяют членов христианской семьи, должны быть отложены в сторону, а из оставшихся доктрин необходимо выработать общую форму веры, в которой все могут не только знать, но и чувствовать, что являются братьями» (там же).

Хотя многие боролись с религиозным индифферентизмом (Папа Лев XIII, Папа Григорий XVI, Папа Бенедикт XV, в том числе и в «Списке заблуждений» 1864 г.), именно Папа Пий XI защищал Церковь от индифферентизма, цитируя отца ранней Церкви Лактанция: «Католическая Церковь – единственная, кто сохраняет истинное поклонение. Она источник истины, обитель веры, храм Господень, если человек не придет в нее или уйдет от нее, он не познает надежды на жизнь и спасение. Не будем обманывать себя упорными пререканиями. Что касается жизни и спасения, они будут потеряны и полностью разрушены, если их интересы будут старательно учтены» (Лактанций, «Божественные установления», IV:30:11-12, cf. Папа Пий XI, Mortalium Animos, 11).

Источник (англ.): www.catholicgentleman.net

Перевод: Дарья Жуковская, Антонина Жуковская

Категория: Статьи | Добавил: Татьяна (28.01.2016)
Просмотров: 784 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Статьи [82]

Поиск

Статистика