Приход "Благовещения" Римско-Католической Церкви

Воскресенье, 19.05.2024, 10:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи

15 ересей и святые, им противостоявшие (начало)

История Католической Церкви полна разного рода ересей, которые боролись с истинами веры. В первых веках это были гностики и докетисты, позже – янсенисты и квиетисты, недостатка в еретических мировоззрениях не было никогда.

Однако в каждый из этих периодов Господь призывал сильных и смелых людей бороться с еретическими течениями. Эти святые-воины посвятили свои жизни служению Христу и Его Церкви, каждый делал это уникально, по-своему. Кто-то стал мучеником, кто-то исповедником, или просто слугой ближнему во имя любви ко Христу.

Этот список расскажет вам о 15 основных ересях, которым Церковь противостояла, а также о людях, которые с ними боролись.

1. Пелагианство и святой Августин из Гиппона

Святой Августин в своей книге «Исповедь» пишет:«Бытует мнение, c которым необходимо яростно и непримиримо бороться. Я говорю о вере в то, что человек только силой собственной воли, без помощи Бога, может или достичь абсолютной праведности или постепенно к ней стремиться» («О Духе и букве», IV).

Пелагианство радикально исказило Учение Церкви о благодати, грехе, а особенно о первородном грехе.  Его основоположник, британский монах Пелагей (которого крайне озадачили некоторые слова из «Исповеди» св. Августина) учил, что грех Адама не имел влияния на последующие поколения, а человек по своей сути является добрым и не несет в себе последствий первородного греха. На практике это означало, что человек может прийти к Богу с помощью своей свободной воли, благодать же ему для этого не нужна. Многие святые боролись с этой доктриной; среди них особенно выделяется св. Давид Валлийский, однако, именно св. Августин из Гиппона, вероятно, величайший Учитель Римской Церкви и «главный церковный борец с ересью» (Жития святых» А. Батлер, “Св. Августин из Гиппона”, издание 1894 г.), восстал против этой поистине ядовитой точки зрения.

Выступая против Пелагея, св. Августин поддерживал правду о том, что Божья благодать совершенно необходима даже для малейшего нашего движения к Богу. Как он сам пишет: «Мы же, со своей стороны, утверждаем, что человеческая воля настольно божественно устремлена на созидание праведности, что, даже обладая после сотворения не только свободой собственной воли, но и имея учение, которое направляет его жизнь, человек нуждается в Духе Святом, посредством которого в его сердце возникает восхищение и любовь к высшему и непреходящему Благу, которым является сам Господь. И они возникают даже сейчас, когда он только верит, не видя этого» («О Духе и букве», V).

2. Гностицизм и святой Ириней Лионский

«Как они могут утверждать, что плоть немощна и не имеет участия в жизни вечной, если она питаема Телом и Кровью Господа?» (Против ересей, IV:18:5)

Гностицизм, вероятно, является самой серьезной ересью в ранней Церкви. Он похож на гидру, породившую разнообразные секты и религиозных лидеров, которые поддались богохульному мистицизму, аскетизму и породили множество ложных учений. Среди основных их догматов были утверждения о том, что Иисус имел лишь духовную сущность, но не был живым человеком из плоти и крови; что в действительности Бог Отец был злобным Творцом, а все по сути своей является злом.

Главным борцом с гностицизмом, разоблачившим все его аспекты, стал святой Ириней Лионский. Монументальная работа св. Иринея «Adversus Haereses» – это систематизированная оценка и опровержение учения каждой гностической секты, о которой св. Ириней на тот момент знал. Он твердо стоял на том, что Христос был Богом во плоти, ибо, если бы Христос был лишь фантазией, Он не стал бы страдать и умирать за нас. Его работа крайне важна для понимания ереси, которая угрожала существованию Церкви в первые два века ее существования. Она по сей день служит важным источником сведений об апостольской традиции.

3. Арианство и святой Афанасий

«Итак, Он принял нашу телесную сущность, потому что все мы подвержены смерти, Он отдал себя власти смерти за всех и принес ее Отцу…» («О воплощении», VIII)

Не считая различных гностических сект, которые досаждали ранней Церкви, арианство является самой известной из христианских ересей. Ее удар был направлен на основание и суть христианского учения о том, что Иисус был воплощенным Богом, тем самым считая Христа лишь Божьим творением. Эта ересь под разным видом существует до сих пор, начиная со всем известных свидетелей Иеговы до весьма странного мира Аполло Куилобоя, скрываясь в утверждениях современных теологов, которые двусмысленно называют Иисуса «Христом», но все же всего лишь «просветленным» человеком.

Св. Афанасий Александрийский был ходячим лекарством от этой ереси. Упрямый и непоколебимый в вере, не будет преуменьшением сказать, что этот великий человек в одиночку противостоял арианским атакам на истины христианской веры. Подчеркивая и настойчиво придерживаясь истины о Христе, Боге и человеке, св. Афанасий (наряду с другими, в том числе с Иларием Пиктавийским) положил конец господству арианской ереси в Церкви.

4. Несторианство и святой Кирилл Александрийский

«Истина являет себя тем, кто ее любит» (Второе послание к Суккенсу, I).

Св. Кирилл Александрийский не отличался мягкостью, когда дело касалось тех, кто подвергал сомнению полученные через откровение истины христианской веры. Когда появился Нестор, св. Папа Селестин I отправил св. Кирилла подавить распространяемую этим человеком ересь. В сущности, ошибка Нестора имела два аспекта: Пресвятая Дева Мария была не Божьей Матерью, а только Christotokos («человекородица»), а Иисус обладал двумя природами, случайно соединившимися в одном теле (одна – божественная, другая – человеческая).

Противостоя этому, св. Кирилл защищал единство природы Христа, который является и Богом, и человеком, с пылом, невиданным со времен Иеронима, защищавшего приснодевство Пресвятой Девы Марии в спорах с Гельведием в 383 году. Св. Кирилл блестяще защищал учение о природе Христа на Соборе в Эфесе, тем самым навсегда выстроив нерушимую крепость против всех, кто пытался оспорить воплощение божества во Христе и Марию как Богородицу.

5. Монофелитство и святой Максим Исповедник

«У меня вера римлян, а язык — греков» (orthodoxwiki.org).

Монофелитство утверждало, что Христос обладает лишь одной волей – божественной. Как и монофизитство, заявлявшее о том, что Христос обладает лишь одной волей – божественной, монофелитство видится компромиссом, придуманным для того, чтобы вернуть монофизитов в Церковь. Утверждая, что Христос имел лишь божественную волю, монофелитство провозглашало Христа не воплощенным человеком, а человеком, находящимся под контролем божественной воли.

На борьбу с этой ересью вышел святой Максим Исповедник, до сегодняшнего дня известный как один из самых ярких богословов христианского Востока. Его защита общепринятой доктрины о том, что Иисус сочетал в себе человеческую и божественную воли, встретила жесточайшее сопротивление. Для него это закончилось отрезанными языком и правой рукой – он отказался подчиниться придерживающемуся монофилитства императору Константу II, который затем отправил его в ссылку, где Максим вскоре умер.

6. Альбигойцы и святой Доминик

«… его сердце было поистине разбито ересью альбигойцев, и с тех пор всю свою жизнь он посвятил обращению еретиков и защите веры»(«Жития святых» А. Батлер, “Св. Доминик”, издание 1894 г.).

Гностицизм вновь поднял свою ужасную голову в Средние века, на этот раз в форме, которую принято называть альбигойством. Благодаря собственному дуализму и унаследованной неприязни к Церкви из-за коррупции среди духовенства, альбигойство стало привлекать неожиданно большое количество последователей, которые делились на «совершенных» и верующих». Хотя сегодня его часто романтизируют из-за возродившегося интереса к идеям гностицизма и истории в рамках Нью Эйдж, на самом деле, оно было далеко не романтичным. Скорее опасным из-за своих взглядов на зло – самоубийство путем голода поощрялось среди членов секты для того, чтобы освободить душу от тела. Когда среднестатистический «верующий» проходил через крещение, будучи больным или при смерти, и каким-то чудом выживал, их часто заставляли голодать до смерти (endura) для того, чтобы обеспечить их спасение,» так как этот ритуал можно было провести лишь раз.

Хотя орден цистерианцев и взял на себя борьбу с ересью, успехи его были менее, чем скромными. Св. Доминик основал орден проповедников, потому что «была необходима совершенно новая политика, включающая путешествующих бедных, но высокообразованных проповедников, готовых сражаться со лжеучениями милосердно, но эффективно» (Дэвид Фармер, Оксфордский словарь святых, “Доминик”, стр. 146). События, сопровождавшие его борьбу с ересью катаров (другое имя, под которым были известны альбигойцы) удивительны: его горячие ночные споры с альбигойцем, владельцем постоялого двора, ради спасения его души, явление Марии и передача Святого Розария, его прогулки с песнопениями по дорогам, вдоль которых прятались жаждущие его смерти катары (несомненно, весьма удивленные). Евангелие от Матфея – единственная книга, которую он всегда носил с собой. Про доминиканцев даже говорят, что «Мария взяла их под свою особую защиту и шептала Доминику, что именно он должен говорить в своих проповедях» («Жития святых» А. Батлер, “Св. Доминик”, издание 1894 г.).

Хотя убийство альбигойцами папского легата привело к Альбигойскому крестовому походу, «сам Доминик не принимал участия в насилии походов» (Дэвид Фармер, Оксфордский словарь святых, “Доминик”, стр. 146). В конце концов, благодаря его рвению, любви и преданности Христу, «он вернул смелость католическим войскам, привел их к победе над превосходящими силами противников, и сокрушил ересь» (там же).

7. Латинский аверроизм и святой Фома Аквинский

«Мы написали это, чтобы разгромить упомянутое заблуждение, используя аргументы и учение самих философов, а не документы веры.  Если кто-либо во имя ложной науки хочет что-то сказать в ответ на то, что мы написали, пусть не шепчется по углам и не разговаривает с юношами, ничего не смыслящими в таких трудных вопросах, а ответит нам письменно, если осмелится. Он узнает, что не только я, меньший из людей, но и многие другие, жаждущие правды, будут противиться этому заблуждению и укажут на его невежество» (Об истине интеллекта против аверроистов, 124).

О латинском аверроизме мало кто слышал в наши дни. Однако эта ересь угрожала истине христианских догм и учения. Вдохновленные исламским философом Аверроэсом (Ибн Рушд, прозванный схоластиками «Комментатор» за его масштабные комментарии к сочинениям Аристотеля), аверроисты учили о «двойственной истине». Для них что-то верное в религии и богословии одновременно могло быть ложным в философии и практике. К этому парадоксальному понятию «правда и неправда одновременно» приверженцы аверроизма добавляли мнение о том, что мир существовал всегда, а также, что у человечества была одна общая душа.

Против этой школы, как могучая крепость, защищающая Святую Матерь Церковь, восстал св. Фома Аквинский. Вместо того, чтобы отвергать мысль Аристотеля как таковую (так как она ассоциировалась с новым движением, а также и идеями самого Аристотеля), св. Фома Аквинский в своем ответе аверроистам использовал того же Аристотеля. С точностью и здравым смыслом Doctor Angelicus указал на ошибки в переводе Аристотеля, которыми воспользовались арабские философы, исправил неправильное понимание мыслей Аристотеля, а также привел в гармонию веру и разум вместо того, чтобы разделить их на две разных сферы истины. Всего лишь день работы для одного из самых выдающихся умов Церкви всех времен.

Источник (англ.): www.catholicgentleman.net

Перевод: Дарья Жуковская, Антонина Жуковская

Категория: Статьи | Добавил: Татьяна (28.01.2016)
Просмотров: 547 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Статьи [82]

Поиск

Статистика